Смекни!
smekni.com

Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы (стр. 1 из 6)

педагогический школьный самосознание обучение

Курсовая работа

Тема: Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы


Содержание

Введение

1. Изучение проблемы самосознания в психологии и педагогике

2. Младший школьный возраст и его особенности

3. Сравнение личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Выводы


Введение

Самосознания в младшем школьном возрасте остается одной из главных проблем в психологии. Многие ученые занимались исследованием данной проблемы, но единых теорий, определений в науке не существует.

Система всех представлений о себе, на основе которой человек строит взаимоотношения с людьми и относится к себе, называется "Я" - концепцией. Она выступает итогом работы самосознания человека. Поведение человека всегда, соотносится с его представлением о себе, и о том, каким он должен, хотел бы быть. Без самосознания человек немыслим, он не может формировать свое отношение к потребностям, мотивам, мыслям, не имеет представление об образе своего "Я". Без самосознания невозможно формирование успешной личности.

Над данной проблемой работали такие ученые, как У. Джемс, Д. Мид, Р. Бернс, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и многие другие.

Целью нашего исследования является изучение и корректировка составляющих учебного процесса, для более эффективного развития самосознания у младших школьников.

Объект исследования: процесс развития самосознания в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: элементы традиционной и личностно-ориентированной системы обучения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

1. Провести анализ литературы, изучить проблему самосознания в разных областях знания.

2. Изучить особенности самосознания у младших школьников, обучающихся по различным программам и уровень его развития.

3. Определить элементы личностно-ориентированной и традиционной систем обучения, составить свою программу, способствующую развитию самосознания младших школьников.

4. Проследить и проанализировать динамику изменений уровня сформированности самосознания у младших школьников.

Гипотеза данного исследования:

Внедрении в процесс обучения элементов личностно-ориентированной и традиционной систем, будет способствовать развитию самосознания у младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, опросные методы, методы математической обработки данных.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования в будущем могут быть использованы в работе практическими психологами, учителями начальных классов, а также студентами, интересующимися данной проблемой.


1. Проблемы самосознания в психологии и педагогике

Любой из нас в жизни хоть раз задавал себе вопрос "Кто Я?" этот вопрос сугубо индивидуален, обращён внутрь личности, на него нельзя ответить объективно. Ведь каждый человек имеет свою внутреннюю структуру, которая определяется его индивидуальностью, руководит мыслями, поступками, одним словом каждый имеет своё "Я".

Система всех представлений о себе, на основе которой человек строит взаимоотношения с людьми и относится к себе, называется "Я" - концепцией. Она выступает итогом работы самосознания человека. Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлением о себе, и о том, каким он должен, хотел бы быть.

Изучение самосознания представляет теоретический и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Человеческое "Я" явление социального и психологического порядка. Многообразие вопросов, порождает и множественность определений "Я", которые совсем не обязательно являются альтернативными, взаимоисключающимися. В психологическом словаре представлена следующая трактовка "Я": "Это компонент личности, отношение индивида к себе, включающее представление о своей индивидуальности; определённое единство интересов, склонностей; определяет самооценку и самоуважение".[40]

"Я" является продуктом самосознания, которое в свою очередь, трактуется в различных источниках по-разному. С.Л. Рубинштейн говорит, что самосознание – это личность как "Я", которая в качестве субъекта сознательно приписывает себе всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя ответственность за них, в качестве автора и творца. [43]

И.С. Кон определяет самосознание как совокупность психических субъекта деятельности. А его представление о себе складываются в образе "Я". [20]

Мы же будем придерживаться следующего определения самосознания, как наиболее полного и четкого по И.И. Чесноковой: "Самосознание, – осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям, мыслям. Оно выражается в смысловой оценке субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков." [52]

Вопрос человеческого сознания имеет большую историю. Впервые анализ человеческого "Я" в научной психологии был связан с развитием естественнонаучного мышления и борьбой против идеализма. Психологи XIX века видели в "Я" чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закрепленных памятью ассоциаций.

И.М. Сеченов писал о самоощущении ребенка от своего тела. Он так же говорил о том, что внутри ребенка рождаются ощущения, из которых выходят действия. Единственное, что в этой теории не наблюдается социальных аспектов самосознания, а рассматривается лишь психофизиологический и ассоциативный подход.

Психологи долго рассматривали развитие самосознания с чисто внутренних врожденных факторов и недооценивали обусловленность его социальным влиянием, собственной практической деятельностью, в которой формируется и проявляется самосознание. Уильям Джемс впервые разделил "Я" на:

- материальное "Я", включающее тело, одежду, собственность;

- социальное "Я", признание человека окружающими;

- духовное "Я", как совокупность психических способностей и склонностей;

- собственно Я, т.е. направленность личности (говоря современным языком).

В начале XX века социолог Чарльз Хортон Кули [22] выдвинул теорию "зеркального "Я". Согласно этой теории, "идея "Я" у каждого человека складывается под влиянием мнения окружающих и включает три компонента:

1. Представление о том, каким я кажусь окружающим.

2. Представление о том, как другой меня оценивает.

3. Связанная с этими двумя компонентами самооценка (чувство гордости или унижения).

Эта теория, представляя "Я" пассивным в общении, дает возможность развиваться другим теориям.

Значительный шаг вперед в переосмыслении природы самосознания был сделан известным французским психологом П. Жане. Исходный принцип концепции Жане заключается в признании того факта, что психика человека обусловлена процессом социального взаимодействия. Люди объединяются при осуществлении определенной общественно полезной цели, сотрудничают друг с другом. В коллективной деятельности и общении человек интериоризует установки, позиции других людей в отношении к внешнему миру и к себе. Подход Жане к самосознанию как к существенному свойству личности, формируемому в системе сложных социальных связей, сыграл значительную роль в дальнейшем развитии материалистических представлений о природе самосознания.

Идеи П. Жане о социальной детерминации самосознания развил в своей работе, социально-психологической концепции Джордж Гербарт Мид – родоначальник интеракционистской ориентации в социальной психологии, представляя самосознание, как процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чем богаче структура жизнедеятельности, тем шире круг социальных принадлежностей индивида, а значит и диференцированнее его самосознание.

Важнейшую роль в целостности личности человека играет Я - концепция, которая представляет собой относительно устойчивую более или менее осознаваемую, переживаемую как неповторимую систему представлений о себе самом, на основании которой человек строит взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Я - концепция включает компоненты:

- когнитивный

- аффективный

- поведенческий

Когнитивный компонент включает осознание своих особенностей, качеств, свойств, которое в большей или меньшей степени объективно или субъективно. Самыми устойчивыми характеристиками когнитивного компонента Я - концепции являются пол, возраст, социальные роли. В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно проявляется рост именно когнитивной составляющей образа "Я". Это происходит путем восприятия и переработки информации о себе. В этом возрасте ребенок уже вполне способен анализировать, изучать свое поведение, свои установки, активно накапливать представления о себе.

Аффективный компонент Я - концепции включает эмоционально-оценочное отношение к себе, что выражается в самооценке, которая довольно устойчива. Самооценка складывается посредством сопоставления "Я"- реального (какой Я есть) и "Я"- идеального (каким Я хотел бы быть), и если расхождение между ними велико, то человек склонен ощущать дискомфорт.

Поведенческий компонент Я - концепции – это последовательное поведение и поступки человека, определяемые его представлениями о себе и самоотношении, складывающимися на основе оценки выделяемых в себе качеств и свойств.

Р. Бернс отмечает, что сознание себя как некоторой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками, может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования. Представление о своем физиологическом облике является одной из главных составляющих Я - концепции каждого человека.[6]