в-третьих, участники хореографических коллективов при средне-специальных и высших учебных заведений легче определяют свою профессиональную направленность;
в-четвёртых, хореографический коллектив является наглядным пособием для студентов – будущих мастеров в своей профессии.
Глава II. Практическая часть. Народный ансамбль танца «Росинка» Владимирского Областного Колледжа Культуры и Искусства в период с1998 по 2004 год под руководством Марченковой А.И.
§ 1. Анализ педагогического опыта Марченковой Анны Ивановны в организации работы и творческой деятельности народного ансамбля танца «Росинка»
В практическом разделе своей работы я бы хотела рассмотреть и проанализировать педагогические наработки и опыт доцента Владимирского Государственного Педагогического Университета Марченковой Анны Ивановны, которая после окончания Московского Государственного Института Культуры вернулась работать во Владимирский Областной Колледж Культуры и Искусства, а с 1998 по 2004 год являлась художественным руководителем народного ансамбля танца «Росинка». В этот период я сама была участницей этого замечательного коллектива и могла видеть работу художественного руководителя изнутри. Поэтому сейчас я бы хотела взять во внимание опыт работы Марченковой А. И. в организации творческой жизни ансамбля «Росинка». Я считаю, что «Росинка» является одним из самых ярких коллективов нашего города и области, с тридцатилетним опытом творческой деятельности, имеющий свою историю, уставы и традиции. Этот раздел своей работы я строю на методах наблюдения, беседы, и самоанализа.
За первый год своего руководства наш художественный руководитель проделал очень большую и важную организационную работу.
С первых же дней работы художественный руководитель опираясь на старые традиции ансамбля, начинает внедрять и сво педагогические методы работы с коллективом.
Организовался костяк из старшекурсников. Был выбран староста ансамбля Цаплин Артём, назначен костюмер – Хозяинова (Тарасова) Наталя (в «Росинке» всегда была традиция, что костюмерной комнатой ансамбля заведуют лучшие участники коллектива и учащиеся колледжа), появились свои художники – это Екатерина Дайчман и Кирилл Коптев, которые работали над эскизами первых новых костюмов. Такое распределение обязанностей позволило художественному руководителю более плодотворно простроить работу коллектива.
Было осуществлёно разделение состава, то есть появился хороводный состав девушек высокого роста и плясовой состав, который разделился по степени сложности репертуара. Всё это позволяло работать сольный концерт в два отделения самостоятельно и при этом все участники ансамбля, были с первого по четвёртый курс заняты в репертуаре коллектива.
За долгие годы существования коллектива некоторые костюмы, атрибуты и реквизит износились, либо были утеряны. Художественный руководитель обратился с предложением к участникам ансамбля, восстановить утерянное и отреставрировать костюмы собственные силами. Для этого старостой ансамбля был организован сбор средств с участников в фонд коллектива. Молодые исполнители с энтузиазмом отнеслись к этой идее, так как понимали, что внешний вид артистов должен радовать глаз зрителей. И в короткий срок были восстановлены головные уборы и пошиты новые фартуки к танцу «Тимоня», мужской костюм к номеру «Кубанская кадриль», женский сарафан к танцу «Плетень» и многое другое. С первых же дней Анна Ивановна стала приучать исполнителей следить за своими костюмами: костюмы были подогнаны каждому исполнителю по фигуре; постираны и выглажены; обязательно подписаны; пуговицы, и крючки заново крепко пришиты; установили единую длину юбок отдельно для каждого номера. Каждый костюм в костюмерной комнате повесели на отдельную вешалку. Тем самым за первые несколько месяцев внешний вид ансамбля значительно изменился и смотрелся цельно и опрятно.
В первый же год репертуар ансамбля был обновлён больше чем на половину. Директор колледжа – Галина Ивановна Семёнова откликнулась на личную просьбу художественного руководителя снять участников ансамбля с учебных занятий в сентябре месяце, что бы посвятить это время для работы над новыми постановками. Началась долгая кропотливая работа. Репетиции ансамбля проводились по два раза в день. Каждая встреча была спланирована до минуты (разминка, время на тот или иной номер, перерыв). На репетиции обязательно использовался необходимый реквизит (например: лавочка для номера «Камаринская», канат для номера «Джигиты», венки для «Весеннего хоровода», шашки для казачьей пляски «Казачка» и многое другое) и необходимые костюмные атрибуты (например: платочки в руку для «Кубанской кадрили», шали для хороводной пляски «Горенка», шапки для «Шуточного Буковинского танца» и так далее). Это всегда было приготовлено заранее костюмером. Благодаря заранее спланированным, продуманным художественным руководителем репетициям, ансамбль успевал справиться с поставленными задачами, при том, точно укладываясь в репетиционное время. Очень важно, что после каждой встречи у исполнителей оставалось чувство удовлетворения от работы.
Для пополнения репертуара коллектива был приглашен выпускник колледжа и Московского Государственного Института Культуры, заслуженный артист России Александр Стяжкин. С его помощью были поставлены образцы народной хореографии: матросская пляска «Барыня», мужская казачья пляска «Казачка», хореографическая композиция «Палехская шкатулка» (хореография засл. артиста России А. Хмельницкого). Как же интересно работать с профессионалами нашего дела! Это даёт огромный стимул к профессиональному росту, а может даже и подражанию. Это очень повлияло на профессиональный рост исполнителей.
Номера «Весенний хоровод» и «Русский танец с платком» (хореография: Народной артистки СССР Н. Надеждиной) внесли в коллектив необыкновенно новое дыхание и сыграли тоже очень большую роль в профессиональном становлении коллектива. Чтобы достоверно восстановить номер «Русский танец с платком» Анна Ивановна обратилась с личной просьбой к народной артистке СССР Мире Михайловне Кольцовой помочь в восстановлении этого номера и четыре солистки ансамбля ездили в Москву в Государственный Академический Хореографический ансамбль «Берёзка», где с ними работали исполнительницы этого номера и сама Мира Михайловна Кольцова. Оказывается, для того чтобы добиться, высокой техники ходьбы в хороводе необходимы специальные методы работы с исполнительницами. Я наблюдала, как проходят такие занятия с девушками, под руководством Анны Ивановны. Для этого девушки приносили резинку, чтоб закрепить колени и банку с водой, которая ставилась на голову, и так передвигались по сцене. Это приучает не опускать подбородок, держать спину и поясницу, мелко ходить, чтобы потом не наступать и не задевать подол сарафана. Хочу отметить, что это безумно тяжело, но зато даёт хорошие результаты и все девушки высокого роста, которые каждый год приходили в ансамбль, проходили через эту школу.
Для постановки пляски Владимирской области «Топотуха-Весялуха» (хореография засл. деятеля России С. Руднева) был приглашён в прошлом солист Государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь» Г.Г. Байрак, который сам был исполнителем этого номера. На тот момент, данный танец уже был в репертуаре ансамбля «Росинка», но за долгие годы, пройдя через многие поколения был затанцован. Г.Г. Байрак с энтузиазмом отнёсся к предложению Марченковой А.И. восстановить номер и поработать с начинающими артистами. И в очередной раз участники ансамбля соприкоснулись с профессионалом. Поражало его точное знание всех нюансов, характера и манера каждого движения. Целых шесть репетиций понадобилось, для того чтобы эта постановка вновь заиграла своими красками. Анна Ивановна как художественный руководитель очень бережно отнеслась к этой работе и в течение всех репетиций записывала все поправки и замечания к номеру (см. приложение).
И через два месяца работы с коллективом была собранна концертная программа из 20 номеров, среди которых 10 новых постановок:
1. Хореографическая композиция «Палехская шкатулка» (постановка Стяжкина А.);
2. «Весенний хоровод» (постановка Марченковой А.И);
3. «Русский танец с платком» (постановка засл. артистки СССР Кольцовой М.М);
4. Белорусский танец «Табуретки» (постановка Стяжкин А.);
5. Хореографическая миниатюра «Камаринская» (постановка студентки ВОККИ Серовой. С);
6. Матросская пляска «Барыня» (постановка Стяжкина А.);
7. Мужская казачья пляска «Казачка» (постановка Стяжкина А.);
8. Хореографическая картинка «Подарок» (постановка Марченковой А.И.);
9. «Жили – были гуси» (постановка Зуевой Н.Н.);
10. Танец Брянской области «Плетень» (постановка Стяжкина А., Зимокос М.).
На сдаче концертной программы директору колледжа – Галине Ивановне Семёновой, некоторые новые постановки пришлось танцевать в униформе, так как не было костюмов, а в мужской казачьей пляске из-за отсутствия шашек использовались палки.
Первый творческий год ансамбля «Росинка» под руководством Марченковой А.И. был ознаменован самым важным событием – 25-летие коллектива. И для этого не только был усовершенствован репертуар в кротчайшие сроки, но и было пошито большое количество костюмов, что является огромной заслугой директора колледжа, который выделил средства на их пошив. В этой работе принимали участие многие студенты и сам художественный руководитель. Анной Ивановной, Дайчман Екатериной и Кириллом Коптевым были разработаны эскизы к номерам «Палехская шкатулка» и «Топотуха-Весялуха», фактура и цвета тканей были подобранны художественным руководителем, и это было утверждено Галиной Ивановной. В ателье были пошиты: сарафаны на номер «Русский танец с платком»; практически все комплекты костюмов к хореографической композиции «Палехская шкатулка»; костюмы к пляске Владимирской области «Топотуха-Весялуха». Многое пришлось шить своими силами, так как не хватало денежных средств на оплату всего объёма работы. Поэтому в пошивочной мастерской здания общежития колледжа Анна Ивановна вместе костюмером – Натальей Хозяиновой, Беловой Ириной Александровной и другими участниками ансамбля самостоятельно изготовили: венки и блузки к «Весеннему хороводу»; женские головные уборы и мужские рубашки «золото» и «жемчуг» из хореографической композиции «Палехская шкатулка»; рубашки для пляски «Плетень»; новый костюм цыганского сольного танца; головные уборы на номер «Сибирская плясовая». Огромную помощь оказали родители участников ансамбля, которые помогли изготовить шашки, и сшить и рубашки к пляске «Казачка».