Затем детям предлагаются различные тексты, и даётся задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
2.3 Знакомство с вопросительной интонацией.
Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
а) знакомство с вопросительной интонацией;
б) определение картинки-символа;
Развитие восприятия интонации восклицательного типа проводится в следующей последовательности:
а) знакомство с восклицательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
2.5 Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением знаков: ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:
«Восклицательный знак».
Друзья! В произведениях стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения с особым выражением произнестись должны!
(А. Тетивкин)
Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!
«Вопросительный знак»
Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.
(А. Тетивкин)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.
«Точка»
У нее особый пост в самой малой строчке. Если точка — Вывод прост: это значит — Точка.
Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.
(Ф. Кривин)
редложения бывают:
1. Вопросительные
Сейчас, когда приду домой, произнесет их мама: “Ты дрался, да?.. Ты что — немой?.. Ну что молчишь упрямо?”
2. Повествовательные
Повествовать придется мне, И я скажу: “Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”
3. Восклицательные
Тут папа в комнату войдет, войдет и скажет: “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”
(Ф. Кривин)
Вывод: Второй этап включает работу по всем видам интонации в импрессивной речи. (На уровне восприятия).
3этап.
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
В задачи этого этапа входит:
- формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи в соответствии с основными видами интонации русского языка;
- дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи;
- соблюдение логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, развития его гибкости, модуляции, , по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. (подготовительный этап работы). На 3 этапе идет автоматизация умения правильного речевого дыхания, владения голосом при формировании различных интонационных структур в экспрессивной речи. Выразительное чтение предложений с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз. Формирование правильного использования этих компонентов интонации идет одновременно с формированием интонационной выразительности речи.
Логопедическая работа на этом этапе проводится в 6 направлениях:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. | Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. | Работа над интонацией восклицательного предложения. | Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи. | Работа над речевой паузой в тексте, предложении. | работа над правильной постановкой логических ударений. |
Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:
3.1 Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.
Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения характеризуются понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Это Маша. Маша поет. На улице ранняя весна. И т. д.
Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можно выделить предударную – ударную или предударную – ударную – заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряжено с логопедом, повторять за ним (отраженно), произносить самостоятельно различный речевой материал.
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения осуществляется в следующей последовательности:
1. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в конце предложения. (Это мой стол). 2. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в середине предложения. (Саша купил книгу). 3. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в начале предложения. (Папа ходил в магазин). 4.Проговаривание предложений со сменой интонационного центра. Мама купила яблоки. – Скажи, что мама купила яблоки, а не папа. - Скажи, что мама купила, а не собрала. – Скажи, что купила яблоки, а не груши.
3.2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедом, повторяют ха ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
3.2.1 Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
· Резкое повышение тона в односложном слове:
Твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Нос? – это нос?
· Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
Солдаты? – там солдаты? Снежинки? – летят снежинки?
· Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
Этот? – этот сад? Очень? – очень вкусно?
· Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге: