В русской речи различают шесть основных видов незаконченной интонации. Ниже даны краткие описания этих интонаций.
Интонация перечисления. Смысловые отрезки с интонацией перечисления имеют место в простых предложениях с однородными членами, в сложносочиненных и некоторых видах бессоюзных предложений. Интонация перечисления – это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждое из них ставится логическое ударение.
Интонация вводности. С интонацией вводности произносятся вводные слова и предложения, в некоторых случаях – обращения. Эта интонация характеризуется тем, что вводное слово (предложение) произносится убыстренным по сравнению с членами предложения темпом, без логического ударения, не выделяется паузами.
Интонация обращения. Может быть двух типов. Обращение, стоящее в середине и конце предложения, может произноситься пониженным тоном, убыстренным темпом по сравнению с другими членами предложения, без логического ударения. Обращение, стоящее в начале, редко в конце предложения, может произноситься с усиленным логическим ударением и глубокой паузой, отделяющей его от членов предложения, - такая интонация называется звательной.
Интонация обособления состоит в том, что обособленные члены предложения отделяются от основной части предложения паузами (первая пауза меньше второй) и имеют собственное логическое ударение, на которое приходится повышение тона голоса.
Предупредительная интонация (или интонация двоеточия) состоит в том, что фраза делится на две части. Первая часть произносится сравнительно низким тоном почти на одной ноте, после чего делается глубокая пауза. Произнесение второй части начинается более высоким тоном, мелодика предложения соответствует его синтаксической конструкции. С интонацией предупреждения произносятся такие синтаксические конструкции:
- сложное бессоюзное предложение, части которого находятся в отношениях причинных и пояснительных;
- предложения с однородными членами, которым предшествует обобщающее слово;
- предложения с прямой речью, в которых слова автора предшествуют прямой речи.
Интонация противопоставления. Эта интонация характерна:
- для бессоюзных сложных предложений со смысловыми отношениями: противительными, условными, временными;
- для сложносочиненного предложения с противительными союзами и союзом и со значением внезапности действия;
- для простого предложения с пропущенным членом;
- для предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущена глагольная связка.
На письме интонация противопоставления обозначается тире. Ее приметы:
- деление фразы на две части, между которыми очень продолжительная пауза (задержка течения речи) ;
- резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой;
- вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.
Правильное восприятие и воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счет развития физического слуха, речевого слуха, а также слухового внимания.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.
Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:
· фонематический слух,
· звуковысотный слух,
· восприятие темпа речи и голоса,
· ритмический слух.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, интонацию.
Звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.
Восприятие темпа речи и громкости голоса – способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.
Ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.
Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, т.е. способности дифференцировать на слух звучание различных слов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность.
Воспроизведение речи невозможно без правильного речевого дыхания. Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз и т.д. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, ослабления громкости голоса, в некоторых случаях ускорения темпа речи, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов.
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков и владение средствами речевой выразительности для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Вывод
Просодия, является наивысшим уровнем развития языка. Просодика является одним из видов невербальных средств общения. Основной составляющей просодии является интонация. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:
- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;
- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;
- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);
- фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;
- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса), – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т.д.);
- пауза – временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
- сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.
Восприятию интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.), интонационную выразительность.
Интонационной выразительности, сохранению плавности речи, поддержанию соответствующей громкости речи, четкому соблюдению пауз способствует правильное речевое дыхание.
У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства, как результат недостаточного развития центральной нервной системы.
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов.
Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.
К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции – гуление. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Если в моменты эмоционального общения ребенка со взрослым мимика и интонация последнего радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия).