Смекни!
smekni.com

Принципы воспитания (стр. 5 из 11)

Деятельность, как активно выраженное отношение, открывает дорогу к личностному подходу. Что означает он для педагога?

Во-первых, то, что личность школьника, выступая субъектом организованной взрослым деятельности, принимает утверждаемые отношения, осмысливает их социальное и личностное значение, смысл. Отношение к ребенку строится вне зависимости от возраста и жизненного опыта как к самоценной личности, а не как к объекту воздействия педагога.

Во-вторых, то, что школьник выступает как лицо активное и инициативное в организации собственной деятельности, а не пассивно исполняющее чужую волю. Педагогическое мастерство в том и состоит, что дети не замечают воспитательного замысла педагога и его воспитательных целей, принимая их как свои собственные. Говорить о развитии личности можно лишь тогда, когда она активно проявляет себя, свою волю, и максимально выражает свои отношения. Важно направить эту «свободную волю» на достижение личностно и социально значимых целей. Реализация личностного подхода требует организации самоуправления в школе, т.е. выхода на коллектив.

Личностный подход не означает индивидуалистического воспитания. Личность человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью на других, и смотреть на ребенка следует через призму его своеобразия, учитывая и уважая непохожесть, ни в коем случае не гася особенности, не ликвидируя отличительности одного ребенка от другого.

С этой точки зрения интересен каждый ребенок вне зависимости от его оценок, поведения на уроке и отношения к учителю. Допускаются неодинаковые взгляды, поступки и внешний облик. В свою очередь, только такое отношение к человеку и поможет ему раскрыться полно, выразить богатство своего мира. Личностный подход требует пристального внимания, вглядывания, всматривания в тонкие повседневные проявления отношений детей, овладения методикой изучения их личности и воздействия на ее развитие.

Четвертое основополагающее положение – комплексный подход к организации воспитания. Мы уже говорили, что человек – целостная личность и в каждом акте жизнедеятельности выражает свою социальную сущность. Не отдельные отношения проявляются в отдельном акте, не одно качество личности находит свое оформление в одном поступке, а вся система отношений человека при некотором доминировании какого-то одного. Воспитание не может не учитывать этого. И в каждом воспитательном деле следует планировать выход на целостную личность с ее нравственными, политическими, эстетическими, правовыми и др. отношениями. Комплексный подход предполагает изучение личности, направлен на то, чтобы способствовать формированию целостной личности с учетом уровня ее физического, психического, социального развития, а не отдельные стороны ее проявления. И момент прихода в школу, и урок, и воспитательное дело, и предметно-пространственное окружение учащихся в школе – все это разом оказывает воспитательное воздействие на все социальные отношения личности.

Таким образом, только тогда, когда в воспитательной работе мы будем действовать с учетом личностного, деятельностного, отношенческого и комплексного подходов, и все виды деятельности будут взаимопроникать и влиять друг на друга, воспитание будет эффективным.

Комплексные формы работы, через которые мы включаем ребенка в разнообразную деятельность «трудовую, нравственную, эстетическую, творческую, познавательную…» призваны учитывать целостность личности, воздействовать на все ее сферы (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую…). – Вечер в литературном салоне «И славили Отчизну меч и слово». – Чайные посиделки с профессором Цейлонским». – Спортивный праздник «Здравствуй русская зима». – Авторалли по Европе. – Конкурс песни «В нескучном саду». – Вечер отдыха «Волшебная магия свечи». Каждое дело должно исходить из потребностей класса, быть актуальным для них, подготовлено самостоятельно детьми при их активном участии во всех этапах подготовки и проведения.

4. Содержание и источники воспитания

Содержание как философская категория – это определенным образом упорядоченная совокупность элементов, действий, деятельностей, образующих процесс, предмет или явление. Какие же элементы входят в содержание воспитания?

Приступая к рассмотрению данной темы, вспомним понятия, на которые будем опираться. – Что такое воспитание? – Как определяются цели воспитания? – В чем сущность воспитания?

Иными словами, сущность воспитания в формировании устойчивых отношений, личностных качеств и свойств. Воспитание направлено на формирование лучших (или положительных) личностных качеств, т.е., на закрепление опыта положительных отношений. Исходя из определения сущности воспитания, общественный опыт, преломившись через внутренний мир личности, становится субъективно (личностно) значимым только тогда, ребенок сам становится субъектом деятельности. А так как общественные отношения неотделимы от деятельности, а сущность воспитания в формировании устойчивых личностных качеств, следовательно, содержание воспитания можно определить как содержание воспитывающей деятельности.

Вспомните известные нам подходы к воспитанию, их суть ……….

Исходя из личностно-деятельностной концепции воспитания (И.Ф. Харламов), можем придти к выводу, что воспитательный процесс должен содержать разнообразную деятельность, или содержание воспитания есть содержание воспитывающей деятельности.

Человек становится личностью, только включаясь в общественные отношения и усваивая общественный опыт. Отношения – это выражение определенных связей между предметами и явлениями. Человек существо социальное, и, прежде всего, нас будут интересовать общественные отношения. Человека мы не можем представить вне взаимодействия с другими людьми, различными сторонами окружающего мира, вне деятельности, т.е. способа активного преобразования действительности. Отношения между людьми – это, по сути общественная форма деятельности, и общественные отношения неотделимы от деятельности. Человек включается в общественные отношения – через влияние среды, – через обучение, – через воспитание. Но если среда действует стихийно на растущего человека, то обучение и воспитание – целенаправленный и сознательно организованный процесс включения ребенка в разнообразные виды деятельности: – познавательная, – трудовая, общественно полезная, – нравственная, – общественно-политическая, – художественно-творческая, – игровая, спортивная и др.

Результатом включения в общественные отношения и в различные виды деятельности будет присвоение общественного опыта, где знания, научные идеи, умения и навыки приобретаются через обучение, а отношения (к человеку, к обществу, к Родине, к труду, к природе, к земле, к себе и т.д.) – через воспитание. Формирование ЗУН, поведения, чувств и т.д., это средство формирования будущего отношения человека с другими людьми и различными сторонами мира. Итог овладения опытом общественных отношений – формирование мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов на мир, природу, мышление, общество и место в нем человека, а также жизненные позиции, поведение, действия людей. Это интегральное образование, единство знание и ценностей, интеллекта и эмоций (т.е. миропонимание и мироощущение), общественно значимого и личностного, традиционного мышления и творческого. На формирование мировоззрения как обобщенной структуры личности оказывает влияние и содержание обучения, и содержание воспитания.

Мировоззрение должно соответствовать общественно-исторической, социально-экономической и политической ситуации в обществе. Содержание воспитания меняется в истории педагогики, но в течение длительного развития педагогической науки, сложилось традиционное разделение воспитывающей деятельности на направления воспитания.

Рассмотрим направления воспитания, обозначенные в учебниках «Педагогика» разных авторов и разных лет издания.

В учебнике Г.И. Щукиной «Педагогика школы» (1977) определяются такие направления: – мировоззрение и гражданская активность школьника; – нравственное воспитание, – трудовое, – физическое, – эстетическое. Об этих же направлениях говорится в учебнике И.Т. Огогродникова (1978).

В учебнике «Педагогика» Т.А. Ильиной первое место занимает умственное воспитание, затем идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и как обобщение – формирование коммунистического мировоззрения.

В 1988 г. выходит учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, где определен такой порядок направлений воспитания: – формирование марксистско-ленинского мировоззрения, атеистическое воспитание, – умственное, – идейно-нравственное (экология, гуманизм, демократизм, интернационализм, мир, дружба), – трудовое, правовое и экономическое, – эстетическое, – физическое.

И.Ф. Харламов в учебнике «Педагогика», вышедшем в 1990 г. называет: – формирование научного мировоззрения, – нравственное воспитание, – воспитание патриотизма и интернационализма, – трудовое воспитание и профориентация, – воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, – эстетическое, – физическое.

Б.Т. Лихачев в курсе лекций «Педагогика» (1993 г.) выделяет: – формирование мировоззрения, – гражданское воспитание, – трудовое, – нравственное, – эстетическое, – физическое, – воспитание сознательной дисциплины и самодисциплина.