Смекни!
smekni.com

Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в. (стр. 5 из 6)

Военно-патриотическая игра «Герои Вятки» проводилась с целью привития таких патриотических чувств как: чувства сопричастности, уважения к своей стране, родному краю, гордости за свой народ; а также расширению кругозора и общих познаний о Великой Отечественной войне. Цель достигалась через реализацию следующих задач: дать ребятам определённые знания о жизни своего края в период Великой Отечественной войны; а также через беседу с ведущими дать ребятам понять, что необходимо помнить своих героев. Выполнение задач происходило с помощью различных приемов и методов. Ведущие сообщили детям много фактов о героях Кировской области;

рассказали, какие улицы были названы в нашем городе в честь этих героев. Затем мы спросили, кто из ребят живет на этих улицах. Это способствовало формированию чувства гордости за своих соотечественников-героев, стремлению быть похожими на них. Ведущие старались как можно чаще задавать детям вопросы, которые заставляли их задуматься; вызывали у детей ответную эмоциональную реакцию с помощью разных стимулов (наглядность, музыка, удивительные факты из жизни героев). Мы рассказали им о положении нашей области во время Великой Отечественной войны и сразу после неё; об одном из героев Вятки — Якове Падерине, а также о некоторых героях-детях. Эти рассказы произвели на детей сильное впечатление и заставили их глубоко прочувствовать ценность их поступков. В начале мероприятия ведущий спросил ребят, кого мы называем героями. Дети сказали, что это люди, которые сделали что-то хорошее и важное в жизни, это те, кого долго помнят; люди, участвовавшие в войне. Несмотря на свой юный возраст, у школьников уже имелось правильное представление о героях. Этот вопрос заставил ребят активизировать умственную деятельность, включиться в ход беседы и общими усилиями сформулировать понятие героизма, которое было ключевым в беседе. Затем ведущий зачитал рассказ Пантелеева «Честное слово», в котором поднималась проблема выполнения данного обещания, и спросил детей, правильно ли поступил мальчик; можно ли назвать его героем. После проведенного анализа ответов детей можно сделать вывод, что у них уже достаточно хорошо сформирована система ценностей; они отметили такие положительные качества героя как честность, умение держать слово, надёжность; т. е. они действительно понимают, что такое героизм. Детям было представлено произведение кировского поэта Виктора Гусева «Такой народ не будет побежден», которое вызвало у них эмоциональный отклик. Одним из вопросов к детям был рассказать, как война отразилась на их семье. Дети не были предупреждены заранее, дискуссия велась спонтанно. Из 24 человек поделились историями о своих прадедушках и прабабушках около 7 человек. Остальные дети с интересом слушали. На последовавший вопрос «Гордитесь ли вы своими прабабушками и прадедушками?» школьники уверено ответили «Да!» Последняя часть мероприятия была посвящена памятникам в нашем городе. Дети знают о существовании памятников Кирову, Ленину; также о памятнике «Кировчане - фронту», но не знали его точного названия. Ведущие рассказали и показали фотографии Диорамьи, Областного дворца пионеров, «Воинам-кировчанам», Александровского сада. Викторина ставила целью проверить знания детей по военной теме. Дети знают, как называется военный головной убор, в чем носят офицеры свое оружие, с помощью чего передвигается танк, что такое парад. На вопросы, ответами которых были «приклад» и «шинель» дети не ответили. Ведущие объяснили им, что это такое; также мы вместе с детьми выяснили, чем отличается разведчик от шпиона. В конце мероприятия детям было предложено спеть один куплет песни «Пусть всегда будет солнце», слова были выданы. Было очевидно, что дети не первый раз поют эту песню, они пели её на уроках пения, и исполнили её с удовольствием. Данное мероприятия оказалось самым первым мероприятием по воспитанию патриотизма у школьников данного класса. Мы считаем, что оно стало хорошим стартом на пути воспитания у этих ребят чувства патриотизма, приобщения к истории своей страны.

Вывод. Вышеописанные мероприятия ещё раз подтвердили применимость идей русской школы на практике..

Выводы по II главе

Проведенное экспериментальное исследование показало практическую значимость описанной в I главе концепции русской школы. Проведенная внеклассная работа была направлена на оформление культурно-этической идентичности школьников; т. е. на формирование чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, стремления способствовать позитивным изменениям в своей стране.

Все материалы были подобраны с учетом жизненного опыта учеников, чтобы обеспечить максимальную их усваиваемость; в процессе мероприятий были приложены усилия, чтобы дать детям как можно больше шансов проявить себя творчески, что тоже является неотъемлемым условием реализации идей русской школы.

Апробация была проведена на школьниках разных возрастов, что свидетельствует об эффективности апробируемых идей на любой степени обучения.


Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что основой идеи русской школы стала идея народности, которая зародилась в XIXв. Причиной её возникновения стала демократизация общества, переход от феодального строя к капиталистическому. Сущность идеи народности выражается педагогами как вера в могучие духовные силы народа, его энергию, способность к преобразованию экономической и культурной ситуации в стране. «Отцом» идеи народности по праву считается К. Д. Ушинский. Помимо идеи народности педагогами XIXв. выделены такие черты русской школы как наличие единой цели, связывающей все предметы; учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планировании занятий; слияние целей русской школы с общими целями народа, государства; связь школы с жизнью, творчеством народа.

На рубеже XIX-XXвв. идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. Наиболее ярким её представителем является П.П. Блонский, являющийся автором программы трудовой народной школы. Эта школа призвана воспитывать самостоятельную творческую личность, способную к самоопределению. П.П. Блонский проявил новаторство в разработке генетического метода, без которого он не мыслит существование школы. Суть метода заключается в доступности и посильности материала, преподаваемого детям.

В советский период, в который одними из главных выразителей идей русской школы является Н.В. Сорока-Росинский и С.И. Гессен, идеи русской школы рассматривается применительно ко всем учебным заведениям. Педагоги этого периода приходят к выводу, что любая российская школа должна стать национальной. В постсоветский период, представителем которого в нашей работе является И.Ф. Гончаров, национальное воспитание становится не только способом вывести страну из кризиса, но и средством достижения единства народов. В данный период развития русской школы особенно подчёркивается её открытость культуре. Как воплощение идей русской школы, появляется новое направление образования, известное, как этнопедагогика, автором которого является Г. Н. Волков.

Проведенная апробация вышеизложенных идей на практике показала практическую значимость концепции русской школы. Проведенная внеклассная работа способствовала оформлению культурно-этической идентичности школьников; формированию чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, стремления способствовать позитивным изменениям в своей стране. При подборке материалов учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей; была обеспечена максимальная доступность материалов для школьников. Детям было предоставлены широкие возможности для творческой деятельности. А это также является неотъемлемым условием реализации идей русской школы.

Цель и задачи данного исследования выполнены. В будущем тему данной работы можно расширить и продолжить исследование возможностей применения различных подходов, основанных на идеях русской школы.


Библиографический список

1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]/В. Г. Белинский. — М.: Педагогика, 1982. — 288с.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х Т. Т.1[Текст]/П.П. Блонский. — М.: Педагогика,1979. - 304с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст]/Г. Н. Волков. - М., 1999.

4. Вортман Р.С. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии ХIХ века II РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе [Текст]/Р. С. Вортман. — М.: ОГИ, 1999, с. 233—244

5.Гаврилова, Е.11. Влияние традиция народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника. дипломная работа, 2007 г. Ижевск. (ресурсы интернета).

6. Гессен С.И. Проблема национального образования //Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]/С. И. М., 1995.- С.332-357.

7. Гончаров И.Ф. Всё будущее России: судьбоносная роль современной школы 1/Север. — 2000. Т48. — с.103-122.

8. Гончаров И.Ф. Животворная сила сокровенной России: [О необходимости создания русской национальной школы] // Народное образование. 1997. №8. с. 80-88.

9. Гончаров И.Ф. Какой быть русской школе? //Воспитание школьников,1993..№5. с. 8-12.

10. Гончаров 14.Ф. Какой быть русской школе? //Воспитание школьников, 1994. З5. с. 5-10.

11. Гончаров И.Ф. Школа отживающая и восходящая: [Размышления о принципах создания русской национальной школы] //Народное образование. 1993. №1. с.12-17.