Смекни!
smekni.com

Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в. (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вятский Государственный Гуманитарный Университет (ВятГГУ)

Факультет Лингвистики

Курсовая работа

Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX – нач. XX в.

Киров 2011


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития русской школы

1.1 Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIXв.

1.2 Особенности русской школы в конце XIXв. – нач.XXв.

1.3 Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды

Выводы по I главе

Глава 2. Апробация идей русской школы на практике

2.1 Описание опыта апробации идей русской школы в учебных заведениях РФ

2.2 Описание опыта апробации идей русской школы в лицее № 21 г. Кирова

Выводы по II главе

Заключение

Библиографический список


Введение

Актуальность темы исследования. Идея русской национальной школы выдвигается известными педагогами второй половины 19 – начала 21 вв.: П.П. Блонским, Г.Н. Волковым, С.И. Гессеном, И.Ф. Гончаровым, В.Н. Сорока-Росинским, В.Я. Стоюниным, К.Д. Ушинским.

На современном этапе развития России образованию отведена ключевая роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Школе отводится роль сохранения, развития и распространения национальных традиций. Реализация этой цели требует создания целостной системы воспитания, "способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации". Вхождение России в мировое сообщество требует решения проблемы соотношения международных и национальных интересов, укрепления национально-государственной системы, сохранения национальной самобытности России. Поэтому актуальной становится задача патриотического воспитания на основе сохранения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к истории и культуре народов России. В современной педагогической практике возникают "русские национальные школы". Их опыт требует решения ряда сложных задач, таких как определение особенностей данного типа учебного заведения, организация учебно-воспитательного процесса в нем, прогнозирование результатов педагогической деятельности. Для успешной реализации идеи русской национальной школы на практике необходимо объективно оценить теоретический и практический материал, оставленный нам представителями педагогической и общественной мысли второй половины 19 - начала 21 вв. Анализ историко-педагогической и современной педагогической литературы позволяет выявить противоречие между практической потребностью в дальнейшей реализации идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки.

Научная проблема. Какова сущность идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 - начала 21 вв., особенности ее развития, реализации на практике отечественного образования?

Объект исследования. Концепции русской национальной школы.

Предмет исследования. Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй полвины 19-начала 21 вв.

Цель. Раскрыть теоретические основы русской школы второй половины 19-начала 21 вв.

Задачи:

1) Выявить сущность идеи русской школы;

2) Охарактеризовать её развитие в период со второй половины 19-начала 21 вв.;

3) Дать содержательную характеристику разных типов русской национальной школы;

4) Определить особенности современной русской школы 21 в.

Научная новизна.

- сущность идеи русской национальной школы раскрыта как стремление общественно-политических и социально-педагогических сил России усилить национальный компонент в отечественной системе образования;

- содержательная характеристика понятия "русская школа" раскрыта на основе взглядов видных представителей отечественной педагогики, деятелей различных прогрессивных общественных и политических сил России второй половины 19-начала 21 вв.

Теоретическая значимость исследования. Историко-педагогический анализ роли идеи русской национальной школы в отечественном образовании позволяет осознать, насколько необходимо национальное воспитание в системе российского образования; создает предпосылки для более эффективного соотношения русского национального и поликультурного воспитания; способствует разработке теории и практики патриотического и гражданского воспитания в современной школе.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования мотивируют к созданию авторских программ реализации идеи русской школы на практике; способствуют развитию опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений; конкретизации и углублению соответствующей тематики в учебных курсах педагогики в специальных учебных заведениях.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- беседа;

- обобщение опыта педагогов;

- наблюдение.

Экспериментальная база исследования: Лицей №21 г. Кирова

Структура исследовательской работы. Работа состоит из двух глав, введение и заключения.

русская национальная школа


Глава 1. Теоретические основы развития русской школы

1.1 Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в.

На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в XIXв повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничество считалось одним из проявлений патриотизма. Однако вместо синтеза отечественной и западной культур, их взаимообогащения, произошло отторжение отечественной культуры. Среди русских людей стали появляться такие, которые испытывали пренебрежение к родной стране, презрение к своей культуре. Это явление стало причиной того, что в последующую эпоху передовая педагогическая мысль пропагандировала идеи создания самобытной национальной школы, подготовки национальных кадров. [17, с. 34]

М.В. Ломоносов, который впервые высказал идею о создании национальной демократической культуры и науки в России, а также выступал за просвещение народа, явился провозвестником формирования нового направления в образовании XIXв. Основными принципами, которые лежали в основе педагогической теории Ломоносова, и которые затем определили развитие общенационального направления образования, стали: народность, гуманизм, демократизм, высокая нравственность человека, практицизм. [24, с. 75]

Центральной идеей в развитии общенационального направления образования XIXв. стала идея народности. Сам термин «Народность» впервые был предложен С.С. Уваровым в 1833г в связи с идеологией «Православие, самодержавие, народность», основные принципы которой были им изложены при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. [4, с. 233-244]

В литературе идея народности впервые была освещена В.Г. Белинским. [19, с. 89] Он сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине. В творчестве Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей России педагог видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма. Он призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие. [1]

Одним из важных условий перестройки системы воспитания согласно идее народности педагоги считали исследование национальных особенностей русского народа, учет его потребностей и нужд в данный период времени. Идея народности подразумевала опору на чувства человека прежде всего, а не на рассудок. [19, с. 89] «Чувства предшествуют знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её». [1, с. 108] К.Д. Ушинский под народным воспитанием понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами. [27] К. Д. Ушинский считал идею народности одной из основ общественного воспитания. Он видел самую её сущность в любви к Отечеству. «…Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [27, с. 118-119] Ушинский доказывал, что подрастающие поколения необходимо воспитывать, опираясь на народный идеал, который меняется с течением времени. К основам воспитания Ушинский также относил науку и христианство. Истины науки рассматривались как средство воспитания гражданского сознания человека. Познания в области психологии, истории, естественных законов считались необходимыми для развития общественной жизни. Христианство, по мнению Д.К. Ушинского, является идеалом совершенства. Оно обозначало высшую цель любого воспитания: служение идее истины и добра, идее цивилизации, государства и народа. [27]

«Приоритетная роль в воспитании личности человека и гражданина принадлежала патриотическому, нравственному и правовому воспитанию, которые рассматривались во взаимосвязи и взаимообуславливали друг друга». [19, с. 95]