Смекни!
smekni.com

Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков (стр. 2 из 12)

Слово «толерантность» первоначально имело только медицинский смысл и понималось как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Однако словари не дают однозначного толкования данного термина. Рассмотрим некоторые из них.

Толерантность – (англ., tolerance – терпимость, лат. tolerantia - терпение) – терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы, и прав человека. [43]

Толерантность – (от лат. tolerantia - терпимость) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. Одна из базовых ценностей демократии. В то же время не тождественна безразличию, не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.) Отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан. [44]

Толерантность – терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям и поведению. [9]

Толерантность – способность личности или общества относиться непредвзято к мнению группы, отличающемуся от распространенных стереотипов. При этом следует отличать терпимость внутригрупповую, когда нетрадиционное мнение искажено субъектом, принадлежащим к группе, и экстрагрупповую, когда мнение высказано «посторонним». Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений между людьми. [32]

В первом случае акцент в определении сделан на снисхождение, которое близко в данном контексте к высокомерию. Второе определение обращает внимание на правовое закрепление данного понятия при демократии и существование определенных рамок при его понимании. Третья формулировка переносит центр внимания на личностный или социальный аспект. И наконец, в четвертом определении говорится об общественных и межгрупповых отношениях.

Разные авторы, определяя понятие «толерантность», указывали на некоторые оттенки. Асташова Н.А. в статье «Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений» дала определение:

«Уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия».[3] Л.М.Дробижева в статье «Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости» определила: «Толерантность – это уважение к мнению другого человека, готовность понять его и осуществлять взаимодействие» [16].

Толерантность Р.В. Брислайн рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

Выделяется два аспекта толерантности:

— внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

— внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.[13].

З.А. Кочергина в своей статье «Современные дискуссии по проблеме толерантности» определила: «Толерантность – это равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды» [24]. И.Б.Гриншпун в статье «Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении)» сформулировал толерантность как «наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему» [13].

Н.М. Лебедева в книге «Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ» дала определение: «Толерантность – это наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [27]. А.П.Садохин в статье «Толерантное сознание: сущность и особенности» обосновал толерантность как «уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения» [39].

Наиболее общее и точное, на наш взгляд, определение дается в Декларации принципов толерантности, которую приняли государства-члены Организации Объединенных Наций 16 ноября 1995 года. В ней толерантность определяется как «… уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мыслей, совести и убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». [30]

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.[17]

В нашей дальнейшей работе под понятием «толерантность» мы будем иметь ввиду «…уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…».

А.Б. Суслов и Д.П. Поносов выделяют три особенности философского аспекта толерантности:

· Философия толерантности связана с философией автономности личности от общества, ее субъективного развития, признание ценности ее позитивных и отрицательных качеств. Толерантность это идея отказа от философии силы, т.к. «переделать» партнера, творца собственной жизни, невозможно. Толерантность – опора на положительные качества партнера для продолжения диалога;

· Толерантность и интолерантность – два взаимообратимых понятия. Личность не может быть однозначно толерантной либо интолерантной – она действует ситуативно, исходя из различных мотивов, часто низменных. Поэтому главное в толерантности – принятие ценности другого человека, который должен быть целью, а не средством;

· Толерантность связана с философией синергетики (теории самоорганизующей системы). Согласно этой теории, каждый человек – относительно независимый элемент в сложной системе общественных взаимоотношений. Он может изменять эту систему, влиять на нее, но она, в свою очередь, оказывает на него влияние. Успешное развитие человека зависит от его готовности (включая мотивацию, волевые качества, умения) организовать вокруг себя позитивное пространство и реализовать свои возможности.

Толерантность и интолерантность – взаимоисключающие понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот. [48]

Интолерантность – это преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной. [26, 33]

Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимости, как правило, ненавистны новшества, так как они отвергают привычные модели.Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим — до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Основными формами проявления нетерпимости являются:

- оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;