Смекни!
smekni.com

Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков (стр. 4 из 12)

3. Синергетическое мышление, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека.

4. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «учитель - ученик».

В качестве основных принципов педагогики толерантности выделяют следующие:

· Принцип доверительного сотрудничества – установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, с одной стороны, и учащимися, с другой;

· Принцип экологии взаимоотношений – обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;

· Принцип правоведения – формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;

· Принцип синерегетизма обеспечивает развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;

· Принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия. Творческий подход к использованию принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности всего образования, а также создает благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других сферах социальных отношений.

Педагогика толерантности предполагает:

· Развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию;

· Формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;

· Развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;

· Осуществление коррекции самооценки;

· Формирование профессионально значимых качеств: эмпатии и рефлексии, способствующих толерантному общению;

· Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

· Освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.

Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Педагог должен понимать, что формирование толерантности в наши дни происходит в условиях сложных этнических процессов.

Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира .

Эмпатия— это способность педагога отождествить себя с ребенком, встать на его позицию, разделить его интересы и заботы, увидеть глазами ребенка волнующие его проблемы, взаимоотношения с другими ребятами.

Помимо личностно значимых для ребенка и профессионально необходимых качеств личности, педагог должен обладать специальными умениями взаимодействия с детьми разных национальностей, т.е. обладать толерантностью [3].

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, нужно отметить высокую зависимость взаимоотношений человека с окружающей его действительностью от его структуры морально-нравственных качеств. Можно заключить, чем сильнее выражены качества, представляющие ценностный компонент личности, тем проще ей адаптироваться в меняющихся условиях той реальности, где она существует. С другой стороны, те качества, которые представляют антиценности человеческого бытия, затрудняют существование личности, снижая ее адаптивность.

1.2 Педагогические условия воспитания толерантности

Воспитание толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у подростков, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

При изучении проблемы воспитания толерантности мы исходили из следующих теоретических положений:

- основой толерантного отношения к людям является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам;

- этническая идентичность – это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;

- в структуре этнической идентичности выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Как отмечает С.Д. Щеколдина [58]: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)» [26].

Рассмотрим, какие же условия способствуют развитию этнической толерантности. Например, Дворникова Е.Н. в статье «Проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности» считает, что «проблема формирования толерантного сознания прямо связана с процессом идентичности как центральной проблемой жизненного пути личности».[14].

Е.М. Аджиева в статье «Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности» полагает, что воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности.[3]

Л.М. Дробижева в своей статье «Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости» [16] условно выделила пять социальных сфер, ответственных за развитие этнической толерантности:

1. Воспитание толерантности в семье.

Воспитание детей начинается с рождения, в семье. Социологические исследования показывают, что влияние отца и матери на формирование личности различны: мужчины, например, больше влияют на ребенка в выборе профессии. Но влияние женщины на ребенка значительнее - она в большей степени формирует его представления о нормах поведения в семье и в обществе, в том числе в межэтническом общении.

Вот пример: многие общественные организации и некоторые госструктуры работают по проектам реабилитации людей из зон конфликтов. Детей, например, из Чечни, Осетии вывозят в санатории или лагеря, где с ними работают педагоги и психологи. В первое время, когда дети приезжают, они не могут рисовать ничего, кроме бомб и танков. И черный, синий цвет доминирует в их рисунках. Это признак очень высокого внутреннего напряжения. Автор работала с такими детьми. Проводила месячные курсы, тренинги, учила ребятишек, предлагала им ролевые и компьютерные игры, рисовала с ними. Постепенно они начинали выходить из этого состояния. Потом их забирали мамы, и через одну - две недели контрольные пробы, тесты показывали, что положительные сдвиги исчезают.