Поэтому основная цель, которую мы как представительницы женского сообщества должны определить для себя, - изменить ситуацию, хотя это очень трудно. Необходимо вести разъяснительную работу, в первую очередь, среди женщин, о жизненной необходимости толерантности, формирование которой должно начинаться в семье. Надо одновременно работать и с детьми, и с родителями. [14]
2. Воспитание толерантности в детском саду.
По мнению Л.М. Дробижевой надо начинать с детского сада, начать с кукол, с детских игр. Дети должны быть приучены к тому, что люди могут быть разного антропологического облика. [16]
3. Воспитание толерантности в средствах массовой информации.
Очень много надежд связано с прессой, со средствами массовой информации. СМИ могут оказывать существенное влияние на формирование нормальных толерантных отношений между людьми, но, к сожалению, часто именно СМИ провоцируют конфликтные ситуации.
Вот например, идет передача о Татарстане. Диктор говорит: "Мы расскажем о мусульманской республике Татарстан". А дальше показывают Минтимера Шаймиева со всклокоченными волосами, чуть ли не как поборника национализма.
Какую реакцию это вызывает в Татарстане? И татары, и русские воспринимают это как оскорбление Татарстана. Они не понимают: во-первых, какая же это мусульманская республика? Там более 40% русских живет. И среди татар далеко не все мусульмане. А во-вторых, почему Шаймиева, которого они считают человеком, примирившим жителей республики в условиях начинавшегося национального противостояния, показывают в таком невыгодном свете?
Поэтому, по мнению Л.М. Дробижевой государство, общественные организации должны контролировать СМИ, чтобы не проходила информация, сеющая вражду». [16]
4. Воспитание толерантности в школе.
Нужно начать работать с учителями школ. Образование - это та сфера, где очень важно выработать установки толерантного общения и есть возможность это сделать. В курсах истории, географии, литературы нужно давать учащимся позитивную, объективную информацию о других народах. Это один аспект. Другой аспект - это умение слушать и понимать другого. Для этого нужны специальные тренинги, которые должны проводиться в школе и с учителями, и с детьми.[16]
5. Воспитание толерантности в сферах различных услуг.
По мнению автора необходима программа подготовки специалистов, чья работа связана с общением с людьми другой национальности - это сотрудники миграционных служб, к которым в первую очередь обращается человек, приехавший из другой республики, другой страны; это сотрудники органов МВД, которые проверяют документы и наделены правом в определенных случаях проводить задержание. Но, кроме того, надо обратить внимание и на сферу услуг, вплоть до парикмахерских, вплоть до таких учреждений, как баня. [16]
Ряд педагогических условий воспитывающий этническую толерантность детей и подростков сформулированы в книге В.А. Тишкова «Этнология и политика».
Межэтнический и межрелигиозный диалог по мнению В.А. Тишкова должен вестись через следующие основные сферы [46]:
В сфере образования и воспитания:
– Устранять из учебников этноцентристские версии истории и культуры, а также устаревшие этнонационалистические и расистские интерпретации и взгляды;
– Утверждать в школьной и вузовской системах образования доктрину многокультурности вместо устаревшей и разъединяющей концепции так называемой национальной школы;
– Организовать курсы по народоведению и по истории религий, а также преподавание истории межкультурных взаимодействий и сотрудничества наряду с историей массовых геноцидов и преступлений против «иноверцев» и «инородцев»;
– Необходима воспитательная и просветительская работа с родителями и другим взрослым населением о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в том числе в отношениях с детьми и подростками;
– Осуждать случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика;
– Пресекать деятельность и запрещать символику ультранационалистических и неофашистских групп и организаций в школах и вузах, индивидуально работать с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды, в том числе и прежде всего с молодежными активистами ультранационалистических групп;
– Организовывать для школьников и студентов экскурсионно-туристическую деятельность для углубления их знаний о стране и ее народах;
– Развивать художественную самодеятельность на основе различных народных традиций и культурного наследия; [46]
По линии общественных организаций и других институтов гражданского общества.
– Создавать неправительственные организации и объединения, которые специально занимаются миротворческой деятельностью, гражданским служением делу мира и согласия, созданием «зон мира» и налаживанием диалога в районах, пострадавших от конфликтов;
– Религиозным обществам и организациям расширить свою деятельность среди всех категорий населения (не только верующих) по предотвращению насилия и конфликтов в обществе, среди пострадавших от насилия или подвергающихся дискриминации, а также среди тех, кто подвержен ксенофобии и ультрарадикальным идеологиям;
– Создавать местные «комитеты (или комиссии) мира», которые возьмут на себя работу по снижению предубеждений и предрассудков среди части населения, особенно в отношении представителей этнических и религиозных меньшинств;
– Создавать школьные, общинные, районные, городские комиссии или комитеты, которые следили бы за чистотой среды межэтнических отношений и своевременно реагировали на неблагополучные ситуации;[46]
В области научных исследований и прикладного мониторинга.
– Наладить подготовку специалистов и осуществление научных исследований по проблемам мира и толерантности, насилия и конфликтов, в том числе в рамках таких дисциплин, как социальная психология, этнология, социология, политология и история;
– Показывать несостоятельность и общественный вред, а также преступный характер идеологий, программ и действий, которые заключают в себе ненависть и вражду к людям других рас, национальностей и вероисповеданий;
– Устанавливать глубинные причины и природу нетерпимости и конфликтов и наиболее эффективные средства их предотвращения и разрешения;
– Создавать атмосферу осуждения тех коллег, кто своими трудами и другой деятельностью способствует обоснованию расистских и националистических взглядов среди населения, а также симпатизирует разрушителям общественного порядка и конституционно-правовых основ государства;
– Больше использовать печать, радио и телевидение для изложения современных положений науки о роли и значений различных культурных традиций и межкультурного диалога.[46]
В статье О.А. Гривы «Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе» выделены следующие факторы развития толерантности:
Просвещение – процесс, в ходе которого человек знакомится с историей своего народа, этноса, рода, семьи; осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Золотое правило нравственности – не пожелай другому того, чего не пожелал бы себе – должно стать нормой человеческих коммуникаций. Непременным условием формирования толерантности сознания является также знакомство с богатством культур народов, чувство сопричастности ей, ощущение себя частью целостного мира – вот те мотивы, которые составляют основания для толерантного поведения личности. Не менее важно просвещение в области этнопсихологических и этнопедагогических особенностей личности.
Так, понимание другого человека, принятие его таким, какой он есть, адекватные реакции в процессе взаимодействия – все это путь развития толерантного сознания и поведения. [11]
Велико влияние этнопедагогического компонента. По словам К.Д. Ушинского, «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания» и «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое». Поэтому этнопедагогика является одним из важнейших рычагов воздействия в процессе воспитания толерантной личности. [11]
Обучение толерантности включает в себя серию психолого-педагогических тренингов, выполняющих следующие задачи:
1. знакомство с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания;
2. стимулирование собственных поисков и активности в освоении данных понятий;
3. обучение навыкам толерантного поведения, толерантного взаимодействия в семье, школе, на улице, в других сферах жизнедеятельности.
Автор считает, что проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей. [11]
Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. Процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды).