Смекни!
smekni.com

Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков (стр. 7 из 12)

Тренинговые занятия как форма работы социального педагога, на наш взгляд, могут выступать педагогическим условием развития этнической толерантности подростков, если в них удастся реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

1.4. Выводы по главе

Анализ литературы показал, что изучение путей воспитания толерантности подростков особо важно, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитании уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.

При анализе литературы были изучены различные условия развития толерантности:

- Воспитание толерантности в семье.

- Воспитание толерантности в сфере образования и воспитания.

- Воспитание толерантности в средствах массовой информации.

- Воспитание толерантности в сферах различных услуг.

На основе проведенного анализа социально-психологических условий нами были выделены самые основные условия:

1. Просвещение. Знакомство детей и подростков с культурами разных народов.

2. Формирование позитивного ценностного отношения к культурному многообразию и негативного отношения к проявлениям национализма, шовинизма.

3. Организация накопления позитивного опыта межэтнического взаимодействия и общения.

В ходе анализа литературы были выделены основные рабочие понятия:

Толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Интолерантность – это преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной.

Этническая толерантность – это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию этнических культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Структура этнической толерантности: позитивные оценочно-аффективные компоненты этнических стереотипов (устойчивое представление о людях разных этнических группах); «близкая» социальная дистанция с людьми разных этнических групп (возможность «допускать» людей определенной национальности в «близкий круг общения»).

Этническое самосознание – это осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.

Этническая идентичность - это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной или несколькими этническими общностями и отделения от других.

Этнокультурный статус – это положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении.

Актуализированный этнокультурный статус – это отношение значимости личности к этническим культурам, в которые она «погружена».

Неактуализированный этнокультурный статус – это безразличное отношение к этническим культурам, в которые «погружена» личность .

Этническая аффилиация – это стремление человека принадлежать к какому-либо этносу.

Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться при посещении подростками тренинговых занятий, где каждый подросток может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт.

Анализ литературы позволяет нам предположить, что позитивная динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия социального педагога может быть обеспечена, если

- отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие

- использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков

- реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

Глава 2. Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков

2.1 Выборка и методы исследования

Реализация программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков проводилась на базе МОУ СОШ № 53 г. Ижевска. Микрорайон школы обладает полинациональностью и поликультурностью. На его территории проживают представители таких народов, как русские, удмурты, татары, азербайджанцы, даргинцы, чеченцы, киргизы, узбеки, абхазцы, мордва, марийцы. Сложившаяся в районе в результате миграционных процессов ситуация поликультурности требует умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения. Появилась необходимость воспитывать поликультурную личность, толерантную по отношению к представителям других народов, имеющую высокий уровень культуры межэтнического диалога. В этих целях была разработана программа тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков, проживающих в микрорайоне школы.

Выборка:

В исследовании принимали участие:

1. 15 подростков (6-8 класс) экспериментальной группы, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности.

2. 15 подростков (6-8 класс) контрольной группы, не посещавших специальные тренинговые занятия.

Информация по изучению уровня толерантности учащихся МОУ СОШ № 53 г. Ижевска нами была получена из результатов тестирования и анкетирования, проводимых до и после посещения экспериментальной группой тренинговых занятий.

Были применены следующие диагностические методики:

· Опросник эффективности воспитания толерантности у школьников-подростков П. Степанова;

· Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

· Анкета определения проявлений этнической толерантности подростков в школе.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Стимульный материал опросника составляют утверждения, относящиеся как к общим установкам толерантного отношения к окружающему миру и другим людям, так и к конкретным ситуациям в различных сферах социального взаимодействия, в которых проявляются толерантность и интолерантность человека. Исследуется отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено анализу этнической толерантности - интолерантности (отношению к людям иной расы и национальности, предпочитаемой дистанции для представителей других культур и т.п.).

Оценка выявленного уровня толерантности может осуществляться по следующим ступеням:

22—70 — низкий уровень. Это говорит о возможной интолерантности опрашиваемого и наличии у него большого количества интолерантных установок, но отношению к окружающему миру и людям. 71 — 100 — средний уровень. Такие результаты показывают большинство опрашиваемых, характеризующихся сочетанием как толерантных, так и интолерантных черт личности. 101 — 132 — высокий уровень толерантности. Представители этой группы могут обладать выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо также понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что опрашиваемые, попавшие в этот диапазон, могут показывать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Утверждения опросника поделены на три субшкалы - социальной толерантности, этнической толерантности и толерантности как черты личности.

Субшкала "Этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других национальностей, установки, определяющие межкультурное взаимодействие. Субшкала "Социальная толерантность" ставит своей задачей исследование толерантных и интолерантных проявлений в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучение установок личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "Толерантность как черта личности" включает пункты, выявляющие личностные черты, установки и убеждения, которые, по мнению многих исследователей, в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. [20] (Бланк опросника смотри в приложение 1)

Диагностика эффективности воспитания толерантности у школьников-подростков (Павел Степанов)