Проанализировав содержание обучения учащихся в образовательной области «Технология», мы можем сказать, что несмотря на то, что в I-II и в VIII классах обработка древесины не изучается, на протяжении трех этапов обучения учащихся технологии обработки древесины все же существует некоторая преемственность между отдельными разделами и темами программы. Для подтверждения данных обратимся к таблице 7.
Таблица 7 Таблица преемственности программных разделов и тем на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников
Начальная трудовая подготовка (I - IV классы) | Общетрудовая подготовка (V – VII классы) | Профильное трудовое обучение (VIII – IX классы) |
Разделы | ||
Обработка материаловТворческий проект | Технология обработки конструкционных материаловТворческий проект | Художественная обработка материаловТворческий проект |
Темы | ||
Выпиливание изделий из фанеры | Обработка древесины (пиление) | |
Выжигание по дереву | Выжигание по дереву | Выжигание |
Отделка изделия | Отделка изделий из древесины | Отделка древесины лакокрасочными материалами |
Основы конструирования им моделирования изделий из древесины | Общие основы художественного конструирования | |
Контурная резьба по дереву | Резьба по дереву | |
Художественная обработка древесины (мозаика) | Мозаика по дереву | |
Обработка древесины (ручная) | Обработка древесины (ручная и механическая) | Обработка древесины (ручная и мезаническая0 |
Данные таблицы 7 показывают, что на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников имеют преемственность между всеми тремя этапами такие направления как: творческий проект, выжигание, отделка изделия и обработка древесины (ручная и механическая); между первым и вторым этапом – выпиливание лобзиком; между вторым и третьим – основы конструирования и мозаика; между первым и третьим – резьба по дереву.
Область «Технология» обеспечивает передачу общей и технологической культуры, подготовку школьников к самостоятельной жизни.
Содержание образовательной области «Технология» прямым образом способствует развитию обучающихся, их жизненному и профессиональному самоопределению. Диапазон содержания технологической подготовки, предлагаемый учащимся для освоения, достаточно широк: от простых ручных технологических операций до высоких технологий с элементами автоматизации; от домашних до производственных; от элементарных ремесленных работ (изделий народного творчества) до авторских. Н а основе этого у учащихся формируются знания о свойствах и технологическом предназначении материалов, способах, методах и средствах их обработки, приемах управления технологическими машинами; умения осуществлять подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования, рационально организовывать рабочее место, осмысленно обрабатывать материалы с помощью ручных инструментов, контролировать и оценивать качество своего труда.
1.3 Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины
Исходя из педагогических основ личностно-ориентированного образования и анализа содержания обучения школьников по программам образовательной области «Технология» мы пришли к выводу, что для реализации личностно-ориентированного образования учащихся V-VII классов необходима методика применения творческих проектов. А следовательно, творческие проекты являются средством личностно-ориентированного обучения школьников.
Переход к личностно-ориентированному образованию, определяется в некотором смысле степенью инновационности образовательного учреждения. И это действительно так, потому что реализация указанного направления требует совершенной иной методики преподавания, несомненно отличающей от традиционной, это и обеспечение соответствующих педагогических условий для обучения учащихся.
Проводимые нами исследования в СШ № 20 поселка Забойского показывают, что, действительно, в наибольшей степени отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения учащихся проектный метод, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают товары или услуги от идеи до ее полного воплощения и защиты. 87% учащихся выполняют индивидуальные творческие проекты, остальные - коллективные.
Нами было выявлено, что эффективность личностно-ориентированного проектного обучения обеспечивается при условии:
-реального признания ученика субъектом процесса обучения, признание его ориентированности, самобытности;
-раскрытии личностных способностей ученика, его природного дара;
-формирование творческой образовательной среды;
-учета интересов учащихся в выполняемых проектах, их желания распорядиться результатами своего труда;
-возможности самореализации, самоутверждении личности, ее востребованости;
-параллельного развития ученика и учителя. Учитель не стремится формировать ученика на подобие себя, а ему помогает, консультирует;
-оптимального соотношения интериоризации и экспериоризации знаний;
-обеспечения единства обучения и учения.
При этих условиях проектный метод обучения формирует положительную мотивацию учения, является мощным средством развития и самореализации личности.
В технологическом образовании основной единицей являются не знания, умения и навыки (результат), а творческая проектная деятельность учащихся (средство, метод). Отсюда встает проблема выявления сущности и структуры творческой проектной деятельности школьников.
Основными категориями этой проблемы являются "творчество", "проект", "деятельность". Рассмотрим эти категории.
"Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей" (73.210).
Творчество, как культурно-историческое явление, имеет личностный и процессуальный аспекты. Оно предполагает наличие у личности творческих способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Важную роль в творческой деятельности играют воображение, интуиция, а также потребность личности в самоактуализации и самовыражении.
Вначале творчество как процесс рассматривалось, исходя из самоотчетов деталей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Так, английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.
Однако экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в процессе предметной деятельности, доступной объектному анализу.
Известный отечественный актер и режиссер К.С. Станиславский, выделяя специфику процесса творчества, выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества.
Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость.
Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личную или общественной значимости. При этом, необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.
Для методики творчества учащихся важно также определение этапов творческой деятельности. П.Н. Андрианов выделяет четыре э_ɂ__, или фазы творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчетливо выраженный промежуточный результат (26.76).
Содержание этих этапов представлено в нижеследующей таблице.
Таблица Этапы и результаты процесса творчества учащихся
Этапы | Результаты |
1. Обоснование, осознание и принятие идеи | Осмысленная и принятая идея-задача |
2. Технологическая разработка идеи | Доведение идеи до возможности ее практической реализации |
3.Практическая работа над идеей | Практическая реализация идеи |
4. Апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи | Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества |
К творческой деятельности учащихся надо готовить.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности "не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться"(76.10).
Термин "проект" в переводе с латинского projectio означает бросание вперед.