Решение этих задач в образовательной области "Технология" лежит в плоскости организации в школах системы эстетического воспитания и эстетического образования, развития у учащихся творческого начала, способностей воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, жить и творить по "законам красоты".
Анализ социологической, философской, педагогической и психологической литературы позволил установить, что вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения с давних поринтересовались философы, деятели искусства, педагогики, психологи, стремившиеся использовать эстетическое воспитание в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов [20; 30; 9].
В античные времена почти единственным средством формирования эстетической культуры признавалось искусство, и смысл эстетического воспитания понимался, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Теоретики эпохи Возрождения важнейшим средством гуманистического воспитания считали искусство. Овладение средствами искусства входило как необходимый элемент в систему подготовки универсально образованного человека.
По мнению утопистов (Т. Мор, П. Оуэн, Сен-Симон и др.) эстетическое воспитание - это дело всего общества, средство развития личности, формирование ее высоких гражданских и нравственных качеств. Одна из важнейших идей утопистов – идея всеобщности эстетического воспитания, равного участия всех людей в производстве и потреблении эстетических ценностей.
В процессе анализа научно-педагогической литературы (Ю.И. Иванова, Ю.Ф. Катхановой, Б.М. Неменский и др.) установлено, что эстетическое воспитание является высшим достижением педагогики и психологии, оно развивается на "стыке" ряда других общественных наук и основывается на методологических установках теории воспитания
В процессе анализа педагогической литературы, установлено, что педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. [28, 30].
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания. [4]
Особое место занимает эстетическое воспитание в школе, где оно становится делом всей учебной и вне учебной жизни школы. Эстетическое воспитание ребенка должно основываться на его приобщении к труду, т.к. именно в этом процессе может сформироваться его эстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предмету труда, к орудиям, к созданию в труде продуктов. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и к искусству [5; 16; 21; 35].
На занятиях по технологии обработки материалов учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают начальные навыки художественно-творческой деятельности. Изучение в рамках образовательной области "Технология" проектирования одежды дает общее направление эстетического воспитания и творческого развития учащегося. Цели и задачи занятий по проектированию одежды придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.
Отечественная педагогика уделяет должное внимание эстетическому воспитанию. По мнению отечественных педагогов, таких как В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев и многих других, считается, что начинать процесс эстетического воспитания следует с развития "внешних чувств"; основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми не только "художественных" дисциплин, но и дисциплин естественнонаучных, в ручном труде и т.п. [3; 21; 31].
В процессе анализа психологической литературы, установлено, что психологической наукой подчеркиваются некоторые особенности эстетического воспитания детей. Восприятие искусства детьми и детское творчество, а, следовательно, художественное воспитание и образование детей имеют свои особенности. Характеризуя некоторые из этих особенностей в психологическом плане, ученые отмечают особо важную роль эмоционального фактора в жизни детей. При этом эмоциональное восприятие ребенком явлений действительности тем более сильно, чем теснее оно связано с работой воображения, с "мысленным действием". Приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активного целенаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетических отношений к миру, приносят ему такие эстетические ощущения и переживания, которых он не мог бы получить ни в практической своей жизни, ни в каких-либо других источниках.
Психологическими критериями измеряются способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. [26; 27].
Эстетическое обучение и воспитание является неотъемлемой частью методологии гармонического развития личности как общечеловеческой ценности. У детей развивают эстетическое чувство, эстетическое сознание и как следствие этого эстетический вкус.
Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояние потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.
Центральное место в эстетическом образовании школьников, развитие у них эстетических творческих способностей занимает эстетический вкус. Он несет в себе большую печать индивидуальности. Именно она превращает эстетический вкус в такое качество творческой личности, которая способствует развитию нестандартной мысли, оригинальности.
Развитие эстетического вкуса является важной педагогической задачей включения учащихся в процесс творчества. Он создает гармонию в индивиде, устанавливая её между чувственно эмоциональной и интеллектуальной жизнью.
Эстетический вкус- это способность человека по чувству удовлетворенности или не удовлетворенности дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного.
Эстетическое сознание, которое включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.[15]
Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает у школьников художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус- это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять, подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценивать его. На этой основе развивается способность эстетического суждения - доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.
Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования её красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного.
В ходе изучения литературы по социологии, было выявлено, что социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношений ребёнка: его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми. Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности по изготовлению швейных изделий, необходимо заботиться о её организации, раскрывать её плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека.