Проявление таких задатков является развитием духовного начала в отношении учащихся к выполнению заданий по теме в сопряжении с важнейшими реальностями его внутреннего мира (нравственные ориентиры, эстетический вкус, способность к поисково-творческим, эмоциональным состояниям т.д.) особенно в процессе их самостоятельной работы над созданием модели и конструкции одежды.
В разделе "Художественное конструирование" объектом технологической деятельности могут, является брючные изделия в 10 классе, в 11 классе учащимся предоставляется возможность выполнить костюм или другое изделие по авторскому замыслу.
В ходе анализа установлено, что программное содержание обучения ориентировано на активизацию познавательно-преобразующую деятельность учащихся 10-11 классов, основанную на выполнение авторского проекта и его защите, на который отводится в 10и 11 классах по 16 часов.
Творческий проект включает в себя несколько этапов, которые выполняют учащиеся:
1. Выбор и обоснование проекта.
2. Определение дизайнерской задачи.
3.Выполнение проекта (технологическая последовательность изготовления изделия).
4.Расчет себестоимости изделия.
Таким образом, в процессе данного вида детельности развитие подрастающего поколения происходит разносторонне. Творческая работа учащихся обусловлена двумя основнымипринципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Выполнение творческих проектов является эффективным способом трудового воспитания и политехнического образования учащихся.
Освоение и реализация основных этапов проектной деятельности во многом зависит от состояния материально-технической базы учебных мастерских общеобразовательных учреждений. Это важная характеристика, воздействующая на качество, мобильность и результативность подготовки учащихся, соответствующих требованиям к уровню их подготовки. Высокая техническая и технологическая оснащенность учебных мастерских существенно повысит интерес обучающихся к процессу познания, профессиональному самоопределению, будет способствовать повышению качества их технологической обученности.
Детерминированность бюджета учебного времени, выявленная в процессе анализа таблицы № 1, не позволяет раскрыться учащимся в процессе изготовления программных изделий на занятиях "Технологии", проявить себя в сложных конструкторских или других решениях.
Анализ содержания обучения интересов учащихся к изготовлению различных видов изделий из текстиля позволил нам разработать банк творческих проектов для учащихся 10-11классов, в рамках предлагаемой программы, с учетом использования 20% бюджета учебного времени на индивидуальное обучение..
В результате реализации личностно-ориентированного обучения в процессе проектно-творческой деятельности, расширяется эстетические, конструкторско-технологические и экономические знания и умения.
Из определения современного проектирования как процесса разработки новых объектов, которые кладут начало изменениям в предметной, искусственной среде, и исходя из предложенного банка проектов в 10-11классов, следует, что имеются такие важные цели, как развитие новых потребностей у учащихся. Вызвать новые потребности в проектировании предметной среды – значит содействовать техническому и художественному прогрессу и вместе с тем удовлетворению этих потребностей у школьников как у потребителей.
Проектирование – это искусство, а искусство активно только тогда, когда оно создает новые формы, новые образцы, новые идеи, новые эмоции. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное – интерес к жизни, труду, указать пути, по которым можно идти и находить решение новых проблем, возникающих в процессе труда. Это дает основание к построению модели проектно-творческой деятельности учащихся 10-11 классов в процессе обучения технологии изготовления одежды.
Глава 2. Реализация эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
2.1 Содержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обучения проектированию одежды
Экспериментальной базой для выявления использования проектной деятельности являлась МОУ средняя общеобразовательная школа № 16. Во время практики были проведены уроки в 11 классах по разделу "Проектирование и изготовление одежды". Из предложенного банка проектов, учащиеся выбрали проект "Изготовление вечерних платьев".
При подборе проектных заданий учитывались принципы дидактики, специфические для трудовой деятельности (политехническая и профориентационная направленность, соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научности и др.).
На основе разработанного Министерством Образования тематического плана программы по "Технологии" были проведены 2 экспериментальных урока по каждому этапу проектирования.
План – конспект урока № 1.
11 класс – 2 часа.
Тема: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Цель: образовательная – сформировать у учащихся понятия о особенностях построения чертежа платья, научить построению чертежа спинки и полочки.
воспитательная – воспитать аккуратность, усидчивость при выполнении практического задания.
развивающая – развить творческое, логическое мышление, моторику рук, сенсорные способности.
Инструменты и приспособления: миллиметровая бумага, чертеж основыплатья, линейка, карандаш, ластик.
Межпредметные связи: биология, черчение, математика, физиология.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Установление тишины.
1.3. Отчет дежурного об отсутствующих.
1.4. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вводный инструктаж.
2.1. Ознакомление учащихся с темой и целью урока.
2.2. Письменный опрос учащихся по карточкам-заданиям.
А) Установите соответствие.
Условное обозначение мерки. Название мерки.
1) СгIIА. Длина спинки до талии.
1) Вс Б. Высота подъягодичной
складки.
2) Оп В. Обхват плеча.
3) Дтс Г. Высота сидения.
Д. Полуобхват груди второй.
Е. Полуобхват талии.
Ж. Полуобхват бедер.
Ответы: 1д; 2г; 3в; 4а.
Б) Впишите пропущенные слова.
Снятие мерки "полуобхвт бедер" выполняется горизонтально вокруг … , сзади по наиболее выступающим точкам …, спереди с учетом … .
Ответ: Снятие мерки "полуобхвт бедер" выполняется горизонтально вокруг бедер, сзади по наиболее выступающим точкам бедер, спереди с учетом живота.
В) Отметьте знаком "+" все правильные ответы.
В процессе моделирования вытачки на прямой юбке могут быть преобразованы:
1) в швы;
2) в рельефы;
3) в фалды;
4) в складки;