Смекни!
smekni.com

Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска (стр. 1 из 3)

Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска:

1. Дети группы риска как особая социальная группа

2. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей риска

Список использованной литературы

1. Дети группы риска как особая социальная группа

Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества; это дети, для которых характерно проявление различных девиаций и существует риск укоренения девиантного поведения, как основополагающего, в сознании ребенка, т.е. риск зарождения и развития соответствующих особенностей личности. Эти дети отличаются повышенной чувствительностью к различным воздействиям внешней среды. В различных работах разными авторами предложены такие термины, описывающие данную группу, как «трудные подростки», «подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением», «дезадаптированные подростки» и др. Все эти понятия отражают один и тот же спектр проблем, поэтому в дальнейшем я не буду дифференцировать их.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизнедеятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные не­благоприятными условиями жизнедеятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования, приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая, подросток стремится погасить характерное состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремления к экспериментированию и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка – признак мужественности и взрослости, средство инициации посвящения в сан пьющего. Именно групповая выпивка является психологическим рубежом посвящения в члены группы.

Стиль алкоголизации принятой в компании, начинает восприниматься как естественный, нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой поведения. Со временем обнаруживается жёсткая структура группы с тенденциями асоциальной деятельности.

Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.

Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясного жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта.

Такая идеология свойственна слабовольным детям, с жизненной позицией ведомого, а не лидера, с низкой самоидентификацией, неуверенным в себе.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.

Статистика регистрируемых преступлений несовершеннолетних, предлагаемая правоохранительными органами, позволяет определить характер совершаемых подростками преступных действий и степень распространённости каждого из них.

Число осуждённых в возрасте 14–17 лет по видам преступлений: Убийство – 1,2%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 2,1%; изнасилование – 0,8%; кража – 61,7%; грабеж – 10,4%; разбой – 3,5%; вымогательство – 1,1%; угон транспортных средств без хищения – 4,1%; хулиганство – 6,7%; незаконные действия с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами – 0,6; преступления, связанные с наркотиками, психотропными веществами – 3,7%. Как видно из приведенных данных, самыми распространёнными видами преступного поведения подростков являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления.

Особо сложная категория детей, ведущая полностью асоциальный образ жизни - это беспризорные и безнадзорные дети.

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

Нередко именно родители провоцируют уход детей из дома и увеличивают тем самым детскую беспризорность. По оценкам специалистов, в России ежегодно уходят из дома около 50 тысяч детей. Их уход связан с различными формами насилия и жестокого обращения с ними взрослых членов семьи.

В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. - те же, что и у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут. Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи. Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.

Подводя итог, я обобщу те качества, которые, по-моему, мнению, напрямую относятся к детям группы риска.

Итак, дети группы риска это та часть детей, которая в силу различных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Эти дети отличаются повышенной чувствительностью к различным воздействиям внешней среды. Не имея достаточных личностных ресурсов для того, чтобы сопротивляться негативным влияниям извне, они чаще всего становятся зависимыми от той среды, которая их окружает. Этому способствует также внутренняя установка на сканирование чувств и отношений людей, их окружающих. Их восприятие себя, как правило, характеризуется низкой самооценкой, Я - концепция противоречивая и слабо осознанная. Хорошо приспосабливаясь в условиях «своей» среды, они тяжело адаптируются в среднестатистическом обществе. Часто при всей имеющейся наглости они ранимы, с низкой самооценкой, низким уровнем притязаний. Признающие силу, они пасуют перед натиском, им трудно говорить «нет». Их можно назвать «клубком проблем», которых они совершенно не осознают, т.к. заняты выживанием. Они часто обделены вниманием и поддержкой взрослых, бывают агрессивны. Остается неудовлетворенной их базовая потребность в эмоциональном тепле, привязанности, что крайне негативно сказывается в частности на психологическом состоянии ребенка: палитра чувств скудна донельзя. Поведение и речь – сплошные стереотипы. Социальный опыт однообразен. Зрелое поведение им неизвестно, а зависимое – норма жизни.