В настоящее время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:
- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
- формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;
- своевременное и правильное соединение опыта со словом;
- формирование плана представлений (Гаврилушкина О.П., Катаева А.А., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)
Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием – предметной, игровой, изобразительной (О.П. Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева и др.).
В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной деятельности детей раннего возраста О.П. Гаврилушкина выдвигает задачу овладения способами и действиями восприятия.
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению[10]. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О.П. Гаврилушкина).
В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.
Анализ сложившейся практики показывает, что внедрение системы сенсорного воспитания в практику работы специальных детских дошкольных учреждений позволило педагогам организовать систематическое целенаправленное воздействие на развитие сенсорной сферы детей, а в конечном счете сделать более эффективным обучение рисованию, конструированию и другим видам детской деятельности.
Обобщение опыта практической работы в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.
Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М.Б. Медведевой и Т.П. Бабич. Данная система ставит своей целью развить «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность...»[11] и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.
По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально-трудового прогноза является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н.Ф. Дементьева, Н.М. Доценко, Э.В. Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В. Цикото), изобразительной (А.А. Еремина), игровой (А.Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.
В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.
2. У детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.
3. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы
1.3. Средства сенсорного воспитания детей
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.