Творческий уровень знаний—это такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими; ученики определяют тему и задачи работы, формулируют гипотезу и план поиска, осуществляют поиск, обосновывают гипотезу, превращая ее в решение, вывод , затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами, которые и побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности: изучение истории родного села (улицы, колхоза, завода), творческого пути писателя-земляка, написание сценария ученического кинофильма, комментариев к диа (кино) фильму, дикторского текста и т. п. Этот уровень достигается, как правило, в старших классах. А в средних и младших возможны лишь элементы исследования.
Поэтому нельзя без необходимого багажа опорных знании и приемов приступать к освоению высшего уровня знаний—творческого. На этом уровне вся цепочка мыследеятельности актуализируется для решения проблем, выполнения исследований. Например, к обобщающему уроку на тему «Как жили древнейшие люди» ученики могут прочитать замечательную книгу Димитра Ангелова «Когда человека не было» (М., 1969). Художественно выписанные живые сцены жизни дополнят систему обобщенных знании учащихся на данную тему. Учитель может составить познавательные задачи по этой книге или каким-либо другим источникам, провести на их основе обобщающий урок. Мыслительная деятельность учащихся на таком уроке при условии соблюдения принципа оптимальности будет творческой деятельностью.(1,стр54)
Учителю важно понимать взаимосвязь закономерностей мыследеятельности и уровней усвоения знаний: чем выше программируемый уровень знаний, тем более отработанной должна быть вся цепочка исходных, тактических приемов мыследеятельности. Знания должны возбуждать активную мыследеятельность, быть проблемными, т. е. такими, которыми ученики овладели в результате разрешения каких-то проблем или которые ученики используют для решения проблем, побуждающих к поиску. Такие знания должны актуализироваться учителем в проблемной ситуации. Например, обыденное знание «Листья дерева зеленые» еще проблемным не является, но оно станет проблемным, если поставить вопрос: «Почему листья дерева зеленые?», предложить познавательную задачу или задание. В практике отработано немало действенных способов создания проблемных ситуаций: столкновение противоречивых информаций, экскурс в историю науки, постановка эксперимента, противоречащего известной теории, и т. д.
Итак ,в основе творческого мышления лежит неистребимое желание «дойти до самой сути». «Как это чудесно, когда тебе открывается единая природа комплекса явлений, которые при непосредственном чувственном восприятии кажутся совершенно независимыми друг от друга», - говорил Эйнштейн.
И конечно, стремление к постижению мира, в котором мы живем, было присуще людям, творившим всесторонне, показавшим своим собственным примером, какие возможности заложены историей в каждом разумном человеческом существе.
1.3. Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников
Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Анализ показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятельности. Мы выделили следующие продуктивные функции восприятия, которые проявляются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразующая, эвристическая, регулирующая.
Целеобразующая функция — выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачам деятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации, является предметом исследовательской деятельности человека.
Моделирующая функция — упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагает преобразование исходной ситуации, наличной информации. С точки зрения Е.А. Ретановой, В. П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса [4], роль объекта, пригодного для преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объектом такого рода преобразований является образ предмета, который можно включить в новые отношения, которым можно манипулировать» [4; 45].
Преобразующая функция — способность зрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. На эту способность восприятия указывает В.П. Зинченко [3). Он считает, что видимое поле в условиях стабилизации непрерывно трансформируется. Возможны фрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом или по частям. В результате манипулятивных действий с образами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотез решения творческой задачи.
Эвристическая функция — возникновение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивного образа есть результат увеличения количества альтернативных схем для восприятия одного и того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприятия играет решающую роль в обеспечении новизны продукта творческой деятельности.
Регулирующая функция — соотнесение результатов отражения внешнего мира с самим же внешним миром. Она основывается на таком свойстве восприятия, как предметность, которая выражается в так называемом акте объективации, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Регулирующая функция восприятия, обеспечивая адекватное отражение действительности, дает возможность на основе оценок промежуточных результатов определять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипотезы и принимая другие.
Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех этапах творческого процесса. Мы соотнесли выделенные продуктивные функции восприятия с этапами творческого процесса (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение этапов творческого процесса и продуктивных функций восприятия
Этапы творческого процесса | Функции восприятия |
1. Принятие или постановка цели2. Анализ ситуации 3.Выдвижение гипотез и их проверка4. Нахождение решения | ЦелеобразуюшаяМоделирующаяПреобразующая и регулирующаяЭвристическая и регулирующая |
Таким образом, связь между перцепцией и творчеством выражается в том, что с одной стороны, восприятие включает в себя творческие процессы, с другой — перцептивные процессы выступают в качестве элементов творческой деятельности. В то же время при достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческого мышления. В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепции и творчества в различных возрастных группах. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного восприятия и творческого мышления в младшем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
1) выявить характер связей между творческим мышлением и особенностями восприятия цветных пятен Роршаха у младших школьников: 2) изучить особенности взаимосвязи творческого мышления и способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект в младшем школьном возрасте.
В экспериментальном исследовании участвовало 126 учащихся I, II. III классов, соответственно 40, 40 и 46 человек.
Диагностика творческого мышления осуществлялась при помощи тестДля а Торранса в адаптации Е.Е. Туник, использовались следующие задания: «Нарисуй картину», «Незаконченные фигуры», «Повторяющиеся фигуры»; вербальной креативности — «Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета». «Необычное использование», «Необычная ситуация». Оценка образной креативности включала в себя такие показатели, как беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названий, сопротивление замыканию; оценка вербальной креативности — беглость, оригинальность и гибкость.
Для диагностики зрительного восприятия использовался тест Роршаха [1] и методика С.В. Филиной: анкета и изучение зрительного восприятия на материале художественного произведения [5].
Тест Роршаха применялся в качестве перцептивного теста для оценки особенностей зрительного восприятия. При обработке результатов использовались следующие показатели: общее количество ответов (К), процент целостных ответов (\У%), процент целостных ответов с хорошей формой (\У+%), процент ответов на детали (0%), процент ответов с четкой формой (Р+%), количество ответов по движению (М), показатель «суммы цвета» (2-С), формоцветовые ответы (РС), цветоформовые ответы (СР). Анкета С. В. Филиной направлена на диагностику четырех свойств способностей зрительного восприятия: свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации, свойство отражать многообразные детали объекта в их полноте и точности, свойство отражать незаметные и замаскированные детали в их полноте и точности, свойство адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации.