Смекни!
smekni.com

Роль игры в обучении и развитии личности младших школьников (стр. 10 из 12)

«Продолжи сказку».

Цели:

1. Развить речь, творческую фантазию детей;

2. Стимулировать театрально-пластическое творчество;

3. Учить соотносить средства вербального и невербального общения.

у ч и т е л ь. Ребята, послушайте необычную сказку, которую не только рассказывают, но и показывают с помощью жестов. (Рассказывает сказку, сопровождая рассказ жестами).

Жил-был Зайчик. (Сжимает правую руку в кулак, а второй и третий пальцы выпрямляет вверх.) Зайчик любил гулять. (Покачивает nальцы-«уши», создавая иллюзию движения.) Однажды зашел он в чужой огород, видит – на грядках выросла чудесная капуста. (Сжимает левую руку в кулак - это «кочан».) Не удержался Зайчик, подошел к капусте. (Правую руку с торчащими «ушами» подвигае левой, зажатой в кулак.) Обнюхал ее - как же вкусно пахнет! (Шумно нюхает.) Так хочется попробовать хоть маленький кусочек. (Имитирует шумное откусывание и жевание.) Ах, как вкусно. (Облизывается.) Ах, как хочется еще (Обводит правую руку вокруг левой-«кочан».) Только хотел Зайчик откусить еще - откуда ни возьмись, бежит Собака. (Ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставит ребром, второй палец сгибает. первый поднят вверх.) Почуяла Собачка Зайчика да как залает (3вукоподражает, одновременно отводя мизинец вниз - собака раскрывает пасть при лае.) Перепугался Зайчик и кинулся прочь. (Описывает правой рукой - головой Зайчика несколько кругов.) Долго бежал от Собаки Зайчик. (Дышит, как , после бега.) Вдруг видит - впереди огромное озеро. (Сцепляет две руки перед грудью, образуя окружность.) А по озеру плавает Утка. (Сгибает правую руку в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты.) Время от времени Утка ныряет в воду и достает оттуда букашек. (Делает рукой ныряющие движения.)

-Здравствуй, Утка! – говорит Зайчик.

А Утка не слышит, плавает. (Делает соответствующие движения рукой).

-Здравствуй, Утка! – сказал Зайчик громче.

Утка снова не слышит, букашек ловит.

-Здравствуй, Утка! – совсем громко сказал Зайчик.

Тут Утка к нему повернулась и говорит:

- Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких случаях я сразу притворяюсь глухой. Ты уж не обижайся. Только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, что я осталась довольна. Расскажи мне о себе: кто ты? Откуда ты? Куда путь держишь? Да рассказывай как следует, не глотай слов, не мямли!

Далее следует диалог учителя с учащимися, в ходе которого учитель задает вопросы, а дети отвечают.

У ч и т е л ь. Окончание сказки я забыла. Поэтому его надо придумать. Но намного интереснее будет создать свою киностудию и снять фильм. Будем снимать продолжение сказки. Как вы думаете, что для этого необходимо? Люди каких профессий снимают кино? Какие функции выполняют люди этих профессий? Какие предметы в своей работе они используют? Как будет называться наша киностудия?

Затем в классе на конкурсной основе распределяются роли сценаристов, режиссера, актеров, операторов и т.д.

При сочинении детьми окончания сказки могут быть введены новые действующие лица. После распределения ролей можно провести небольшую репетицию. Детям, не выполняющим активной роли, предлагаются роли экспертов и киноманов, которые по завершении фильма-сказки дают ему оценочную характеристику.

Эта игра не только побуждает детей фантазировать, но и развивает умения применять жесты, использовать мимику. Сказочная ситуация требует выразительной и внятной речи, что заставляет детей следить за артикуляцией в диалоговых сценах. Организуя работу по руководству творческой игрой, необходимо предусмотреть содержание беседы с детьми о профессиях, связанных с киноискусством; возможные ответные действия детей; продумать способы индивидуального воздействия на ребят. К тому же эта игра способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений.

2. Игры, ориентированные на развитие регуляционно- коммуникативных умений:

«Школа доверия»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Учащиеся разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижения и т.д. как давать команды? Лучше всего стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем учащиеся меняются ролями. Каждый из учеников таким образом проходит своеобразную .школу доверия» своему товарищу.

По окончании игры учитель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру. Почему?

«Сказки из мусора»

Цели:

1. Развить умение вживаться в роль, фантазировать;

2. Учить применять свои индивидуальные способности при решении совместных задач.

Учитель на столе раскладывает в качестве мусора (актерские атрибуты) пустые коробки, бумажные пакеты, цветные мелки, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты и т.п.

У ч и т е л ь. Случай этот произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно, скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг другу помочь... Пофантазируйте, ребята, и придумайте сказку.

Дети начинают поднимать пустые коробки и делать из них театр. Цветные мелки превращаются в человечков; стружки - в волосы; полиэтиленовые пакеты - в красивые салфетки и занавес для сцены. Пластиковые коробочки превращаются в зверушек. И начинается пир на весь мир...

Создав такой сюжет, дети вживаются в роли, распределив их между собой, и начинают играть маленькие сценки, которые можно соединить в одну большую сказку.

3. Игры, ориентированные на развитие аффективно- коммуникативных умений:

Встреча сказочных героев»

Цели:

1. Развить умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

2. Учить оценивать результаты совместного общения.

3. Формировать новый опыт взаимоотношений между детьми.

Учитель подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными качествами. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку - роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т.п. Сказочные герои могут быть вымышленными.

Каждому ребенку «волшебник» дает по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение.

У ч и т е л ь (задает вопросы). Опишите свои ощущения в новой роли. Что мешало сохранять определенный стиль поведения? Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Помимо развития коммуникативных умений, эта игра хорошо подходит и для коррекции негативных поведенческих реакций.

Материнская забота»

Цель: развить умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к тем, с кем общаешься.

Учащиеся рассказывают и разыгрывают известные им случаи заботы домашних и диких животных о своих детенышах, о защите родителями своих детей. В игре могут быть использованы маски.

В обобщающей беседе с учителем дети делают вывод о том, что люди должны относиться к домашним животным примерно так же, как к ним относились бы их родители.

«Последняя встреча».

Цель: развить умение выражать свои переживания, чувства к товарищам по общению.

Перед началом игры учитель просит ребят закрыть глаза и представить ситуацию, когда им приходится в силу тех или иных объективных обстоятельств расстаться со своими друзьями (окончание школы, переезд в другой город и др.). . Много было между ними хорошего и плохого, было и то, что не успели или не захотели вовремя сказать или пожелать друг другу. Вот сейчас предоставляется такая возможность.

В игре дети высказывают свои пожелания, просят прощение, говорят о своих чувствах к товарищам.

Исходя из вышесказанного при работе с детьми, школьного возраста, необходимо разработать программу игр, направленную на ознакомление с различными социальными институтами, социальными учреждениями и социально признанными мерами взаимоотношений человека и общества; на информирование о содержании социальных ролей с применением: соответствующих вещей-атрибутов и созданием. В результате этих занятий дети, будут накапливать социальные знания, информацию о нормах современного общества.

Необходимо помнить, что среда выступает как предметно-практическое окружение-школьника, влияющее на углубление познания действительности, формирование социально значимых отношений ребенка и социума, обеспечение творческой самореализации в игровой деятельности.

Постоянное участие школьников в разнообразной и содержательной игровой деятельности сплачивает коллектив, обеспечивает систематическое возникновение отношений ответственной зависимости, позволяет младшим школьникам устанавливать социально-нормативные взаимоотношения со сверстниками; с другими людьми.