Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься,
«вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
32
2.2 Формирующий эксперимент.
Цель - предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности. Исходя из данных анкетирования, собеседований, диагностики составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В начале учебного года был составлен план работы кружка «Сказочное лукошко» по определенным темам: “Книги - наши друзья”, “Волшебница Осень”, “Весна”, “В гостях у сказки”. Запланировали показ сказки “По щучьему велению. Занятия проводились с детьми старшей группы, продолжается работа в подготовительной группе. Занятия проводились со всей группой по 30-40 мин. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой Некоторые занятия и подготовка к спектаклям проводились с музыкальным сопровождением. Занятия всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция.. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции.. Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.).В ходе занятий применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекали родителей к изготовлению костюмов и декорации для спектаклей.
33
Знакомились с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. В театрализованной игре начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев и как можно его показать, проиграть. Проводились развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер”, на развитие фантазии “Продолжи сказку”.Большую роль уделялась работе над спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Дети с удовольствием заучивали роли в стихах. Затем шла работа с текстом над отдельными эпизодами. В работе над ролью, старались, чтобы дети самостоятельно учились применять жесты и выражать мимикой характер и настроение героев. Потом подбирали с музыкальным руководителем сопровождение. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента. Заключительный этапом подготовки спектакля был повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам. Были поставлены сказки - это и “Колобок”, “Снежная королева”, По щучьему велению ”. И все,
34
кто видел спектакли, это и сотрудники детского сада и особенно родители - давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Показывали свои сказки детям младших групп, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций.
В занятия по театрализованной деятельности включаем:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;
- упражнения по дикции;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого мы фиксируем результаты:
1. диагностика (октябрь - май);
2. постановка кукольных спектаклей;
3. драматизация сказок;
проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.
35
2.3.Контрольный эксперимент
На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования исспытуемых или условий их развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
Диагностика игровых позиций детей. (май)
Ф.И. ребенка | Структурные компоненты игры драматизации | Ведущий мотив игры | ||||||||
Замысел | Роль | Восприятие | ||||||||
Интерпретация | Комбинирование | Планирование | Принятие | Передача смысла образа | Импровизация | Внимание | Сопереживания | Воспроизведение впечатлений | ||
Валиуллина Лиля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р.З |
Вольф Настя | + | + | - | + | + | + | + | + | + | В.Р. |
Гончаров Ваня | + | + | - | + | + | - | + | + | + | В.З |
Гриднева Аня | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р.З |
Куреленок Саша | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р.З |
Петренко Алина | + | + | - | + | + | - | + | + | + | В.Р |
Погорелова Лиза | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р.З |
Рыбакова Лиза | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р.З |
Радченко Никита | + | + | - | + | + | - | + | + | + | В.Р |
Испанов Акмади | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.З.Р |
Павлова Вика | + | - | - | + | + | + | + | + | + | В.Р |
Тимофеева Лера | + | - | - | + | + | + | + | + | + | В.Р |
Турская Алена | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р |
Утарбаева Дарина | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р.З |
Самчук Кирил | + | + | - | + | + | - | + | + | + | В.З |
Фисенко Артем | + | - | - | + | + | - | + | + | + | В.Р |
Фирсов Коля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.З.Р |
Чернов Рома | + | + | - | + | + | + | + | + | + | В.З |
Эркулова Рита | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В.Р.З |
Якубенко Алеша | + | + | - | + | + | + | + | + | + | В.Р |
36
В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции:
«зритель – актер» - 10чел., «зритель – актер – режиссер» - 9чел, «зритель –режиссер» - 1чел, в общем - позицию «актер» -19 чел.
«Зритель – режиссер» - 5 %, «Зритель – актер» -50 %, «Зритель – актер – режиссер» - 45 %. В общем - позицию «актер» - 95%.
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети полностью справились со всеми заданиями - 14чел (70%), частично 6чел. (30%).