Смекни!
smekni.com

Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на материале обучения детей ручному (стр. 3 из 10)

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [Д.Б.Лихачев, 1996, 42]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства" [Д.Б. Лихачев, 1996, 45]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету" [Д.Б. Лихачев, 1996, 53]. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания" [Д.Б. Лихачев, 1996, 48].

Еще одна категория художественно-эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. Ю.Б. Борев определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений" [Ю.Б. Борев, 1988, 92]. Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам более импонирует определение, данное Е.О. Гусевым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства" [Е.О. Гусев, 1978, 37].

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Общий вывод этого параграфа можно представить схемой 1:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
ТВОРЧЕСКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ


Схема 1. Критерии художественно-эстетического воспитания

1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в

дошкольном возрасте

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский [К.Д. Ушинский, 1974, 117].

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование личности.

¾ ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

¾ усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;

2.Расширение сферы деятельности ребенка.

¾ ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

¾ формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

3.Интенсивное познавательное развитие.

¾ происходит усвоение сенсорной культуры языка;

¾ совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

¾ развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;

¾ происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 42]. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

¾ овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

¾ обогащение содержания творческой деятельности;

¾ овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.