Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной 3 (стр. 11 из 14)

Для развития диалога ввести "телефонные" разговоры персонажей. Например:

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны прийти?) Завтра утром…"

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока….

Для развития сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного возраста игру - придумывания. При этом поставить следующий вопрос: "Что и как придумывать?"

В совместной игре с детьми постепенно переводить их ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Предложить "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. После его изложения предложить передать "ход" другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"

Тем же детям предложить новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".

Игра - придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включить детей в игру, где участником предложить роли, принадлежащие разным смысловым сферам - разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществить в форме "телефонных" разговоров персонажей.

В дальнейшем предложить придумывать настоящие истории. При этом опираться на детские интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществлять в группах по четыре - пять человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем уменьшить свой вклад в игру.

Основные трудности при проведении эксперимента были связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. По моим наблюдениям дети достаточно часто настороженно воспринимают любого водящего в группу взрослого, а тем более того, который идет на непосредственный контакт с ним. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным педагогом.

Вхождение экспериментатора в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Я заметила, что дети стали часто обращаться ко взрослому, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка. Экспериментатор реально оказывал помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом.

10.Практический опыт работы в детском коллективе.

В начале учебного года был составлен план работы кружка в котором основным принципом работы, являлись разработанные тренинги для определенных возрастных групп, подготовка и участия в мероприятиях, проводимых в ДОУ , репетиции и показ итогового спектакля.

Занятия проводились с детьми средней группы и с детьми начальной школы. Индивидуальную работу и репетиции проводились за неделю или за две до спектакля. На занятиях было необходимо музыкальное сопровождение и аудиотехника. Помогала в этом музыкальный руководитель. Занятия всегда начинались с создания творческой атмосферы. Дети настраивались на творческую деятельность. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, о великих деятелях театрального искусства. Особая роль уделялась тренингам – упражнениям на развитие определенных навыков и качеств творческого существования детей на сцене. Все тренинги имели комплексную основу, постепенно воспитывая творческие качества. Согласно разработанных методик я определяла задачи комплексных упражнений для раскрытия и выявления степени потенциальных свойств каждой модальности ощущений (зрительной, слуховой, осязательной),доминирования того или иного типа памяти (зрительной, слуховой, двигательной), темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций; ритма и способа переключения (включая быстроту переключения) с одного чувственного различения на другое, силы и интенсивности чувственно-двигательной реакции, глубины следовых реакций, яркости образующихся ассоциаций; степени владения зрительной памятью и зрительными
представлениями (видениями).
Первым комплексом упражнений являются тренинги на развитие внимания:
-С чего начнем?
-Исходное положение
-Кто внимателен?
-Семафор
-Творческая площадка
-Кольцо
-Отстающее зеркало
-Ходить по сцене
« С чего начнем?»
Прежде всего, позаботимся о том, чтобы в зале, где занимаются дети, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве.
Вот вошли дети.
— Садитесь. Сели — кто где.
— Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас... Выстраиваете стулья в линию? Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи.
дружные поиски приводят к верному решению: напротив педагога вьистраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается: “я вижу всех, меня видят все”.
— А ровный ли у нас полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями? Расстояния проверяются, стулья переставляются. Предоставим это ученикам. С внимания начинается действие. Внимание — к тому, что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать: что меня окружает? что понятно? что опасно? как надо вести себя? что надо делать?
Семафор
Педагог показывает три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Дети шагают по кругу, при этом следят за педагогом. Если показывается зеленый листок, дети должны хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. В том случае, если семафор выключен, идти надо нормально.
Комплекс упражнений на развитие слухового внимания
-Большое ухо
—Учитесь слушать

— Что происходит?
— Слышать только одного
«Большое ухо»
Вообразим, что у нас есть большое ухо.
— Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату... Шум улицы за окнами, приглушенный гул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, на втором этаже. А в общем — какой-то сумбурный, разнохарактерный шум, доносящийся до нас. Попробуем разделить этот сумбурный шум на составные части.
Прислушайтесь к шумам улицы и постарайтесь отключиться от всех остальных звуков.
— Медленно проехала какая-то легковая машина а вот тарахтит мощный грузовик...
— Стон. Выключили улицу. Включен коридор . А улицы нет, и зала нет, отключите их. Вслушайтесь в разговоры в коридоре . Вот безобразники, знают же, что идут уроки, а болтают в полный голос! О чем? Кто?..
— Теперь включите второй этаж.
— Только коридор!
— Переключайтесь по моей команде! Улица! Коридор! Улица! Второй этаж!
«Соноскоп предметов»
Этот фантастический прибор нашего воображения способен по звуку увидеть любой предмет.
— Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь? Звуки разные — карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по авторучке, то по часикам.
Помогая осознанию связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируем образное мышление.
Комплекс упражнений на беспредметное действие
-писать письма,
-накрывать обеденный стол,
-готовить всевозможные кушанья,
-пить чай,
-шить платья,
-строить дома.
Большое, исключительное значение придавал Станиславский беспредметным действиям — упражнениям с несуществующими предметами (их еще называют упражнениями с воображаемыми предметами или упражнениями на память физических действий).
Как весь тренинг действия способствует укреплению физического чувства правды, так и эти упражнения совершенствуют прочные навыки логики,
последовательности и непрерывности действий.

Комплекс упражнений на развитие воображения
-Превращение детей (в насекомых, в зверей),
- Путешествие
- метафоры
- волшебная комната
- стульчик феи
- веселые превращения
- представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери
«Метафоры»
“В каждом слове бездна пространства, — писал Н. В. Гоголь, — каждое слово необъятно, как поэт”.
— “Гаснут”... Что вы увидели на своем внутреннем экране?
— Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звезды гаснут.
— Я увидел вечернюю улицу. Освещенные окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.
— Я увидел раненого летчика. Он ползет по снегу, тяжело дышит. Все чаще останавливается, не может двигаться. Уходят силы.
— Я увидел девушку. Она ждет кого-то в парке возле кино. Вокруг - люди, встречи, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея гiустеет. Только девушка. Ее глаза. Гаснут надежды.
Метафора в этом упражнении повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым — для развития фантазии.
Комплекс упражнений на развитие пантомимики
Проигрываются этюды на основные эмоции РАДОСТЬ “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ
жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ГIРОСЬБА”, “ОТКАЗ”
Глухая бабушка
Педагог изображает глухую бабушку, которая задает вопросы детям, в свою очередь дети должны отвечать бабушке жестами и мимикой, стараясь не произносить слова вслух.
«Ростки»
Дети представляют себя ростками.
- Пошел дождик. Выглянуло солнышко, ростки улыбнулись и стали расти. Выросли в большие деревья.
- Вот пришла осень, дереву грустно, роняет листья, зимой холодно, весной радостно ит.д.
Мой практический опыт был представлен театрализованным концертом «Путешествие в страну детства» на городском семинаре и в спектакле «Волк и семеро козлят или сказка для мамы» на неделе новатора. В концерте был представлен опыт совместной работы детей разных возрастных групп и педагогов. Большая роль уделялась работе над спектаклем. Полезным опытом для детей средней группы стало взаимодействие на сцене с детьми начальной школы. Результатом совместного творчества стал показ спектакля перед коллективом детского сада, сверстниками и детьми младших групп. На данный момент моя работа является начальным этапом в исследовании творческих способностей детей по средством театральной деятельности.