Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так , что одно занятие невозможно отделить от другого. Хорошо , когда дома или в саду есть пластилин. Тогда интересно и весело лепить фигурки, рисовать или вырезать декорации и разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить «вечные » пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Во дворе или на даче тоже найдется материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице мягкий снег, почему бы рядом со снеговиком не поставить пони или белого верблюда, а из снежных комков составить гигантскую гусеницу и разрисовать ее красками.
Почему все дети любят лепить, зачем современному ребенку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по- своему.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно- пластичных образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Каждая фигурка как будто дышит и говорит. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли . А вспомните пластилиновые мультфильмы?
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука ( вернее руки ) , следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков в конструировании. Он зависит только каждый раз от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит « по своей руке » по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии ( будь то мелкая моторика или пространственное мышление ) сразу отражается в лепке. В других видах изобразительного творчества должен пройти скрытый период ассимиляции , пока развившиеся способности воплотятся через изобразительную технику.
В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы .
Лепка- вид художественной деятельности ,имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой : по смыслу ( Серый Волк и Красная Шапочка , Лиса и колобок) ,по размещению в пространстве ( объединяются в сюжет на общей основе ), по пропорциям ( одинакового и ли разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике ( герои держатся за руки, бегут, обороняются, смотрят в одну сторону или друг на друга) .
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи, игрушки, животных, бытовые предметы ,транспорт, фантазийные существа. По способу создания образа выделяют следующие виды лепки : по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию .
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:
индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной ( интегрированной ) ,когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Приемы лепки :
- расплющивание
- вдавливание ,загибание краев, прищипывание
- скручивание, сплетение
- вытягивание
Техника лепки:
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.
Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.
Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.
Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок
Сенсорные основы лепки.
Первый этап непрерывное обследование объемной формы предмета включает в себя последовательность обвидение объемной формы предмета и рукой и взором . Начиная с верхней точки по главной характерным линиям до низу. Как бы по спирали сверху вниз поза, предмета всегда фиксирована. В обследовании принимают участие пальцы рук у ладони.