Смекни!
smekni.com

Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе (стр. 2 из 4)

От личных перейдем к коллективным интересам. О них можно отметить следующее. «Люди нередко сами не могут удовлетворить свои потребности. И

они объединяются в коллективы, решая при этом задачи коллектива и получая заработную плату. Или они занимаются предпринимательской деятельностью, получая в результате предпринимательскую прибыль» ( А.Н.Попов).

Последний вид интересов называется государственным и они вырабатываются людьми. Контроль за их соблюдением также находится в руках людей, облеченных властью и имеющих свой интересы. В связи с отмеченным, понятно, почему государственные интересы могут быть бюрократическими и националистическими, а коллективные - ведомственными и местническими.

Объективной реальностью является наличие противоречий между разного рода интересами. Их (эти противоречия) надо выявлять и преодолевать. Именно такой путь ведет к прогрессу общества.

Итак, интересы (носящие иногда противоречивый характер) тесно связаны с потребностями.

Специалисты различают материальные и познавательные интересы. Они различают также интересы вообще, определяя их как взаимосвязь между потребностями людей вообще

В заключение хотелось бы отметить, что все виды интересов активно изучаются общественными науками. Объясняется это практической направленностью подобных исследований, выработкой на этой основе рекомендаций по управлению самыми различными процессами, совершаемыми в любом обществе.


2 Страх и интерес с позиций педагогической науки

О сущности страха, его видах и функциях уже говорилось выше. В частности, отмечалось, что страх проявляет себя на уровне разума и чувств. И это действительно так. Более того, страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека.

А.Мэрритт пишет: «Существует три вещи, которыми больше всего дорожит человек. В сущности, это единственное, что у него есть. Одна вытекает из другой, хотя каждая является самостоятельной. Это его душа (невидимая сущность, которую так превозносит религия, считая ее бессмертной), его личность (разум, то, что утверждает «я – это я», вместилище старых воспоминаний и сосуд для новых), и еще жизнь». И все эти вещи определенным образом связаны со страхом.

Как уже отмечалось ранее, страх является отрицательной эмоцией. .Но существует и положительная его значимость для человека. В данном случае, прежде всего, имеется в виду его нравственность (честность, доброта).

Подобные мысли высказываются многими известными учеными и писателями.

Кроме отмеченного, положительная значимость страха заключается в мобилизации сил на борьбу с его источником. И здесь, прежде всего, речь должна идти о сознательном осмыслении человеком страха. Последнее, не касается ужаса. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, на сознательном уровне страх сигнализирует о необходимости преодоления дисгармонии между природой и обществом, между человеком и отчужденными от него, а посему ставшими «иррациональными», социальными силами. И все это необходимо учитывать в любом педагогическом процессе, движущей силой которого является «противоречие между выдвинутым требованием и реальными возможностями воспитуемых

по их выполнению». По моему мнению, за всем этим обязательно «лежит» и страх, и интерес (их оптимальное сочетание). Это тоже необходимо учитывать в своей повседневной деятельности педагогам-практикам, без которых немыслим педагогический процесс (в спортивной школе, университете физической культуры и т.д.).

Можно утверждать, что страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов, их обучения и воспитания. При этом важно определенное сочетание того и другого. И это представляется мне принципиально важным, в связи с чем есть смысл остановится на данном вопросе более детально.

Как известно, педагогику нередко обвиняют в том, что она больше декларирует то, чего должен добиваться учитель (преподаватель) в воспитании, и не показывает, как это нужно делать. Учитывая это, некоторые авторы уделяют особое внимание освещению методов подготовки специалистов или, иначе, «способов достижения цели, определенным образом упорядочения своей деятельности». Авторы одного из самых известных учебников по педагогике под педагогическим процессом понимают «органическое единство процесса обучения и воспитания». Соответственно, они выделяют и две группы методов - способов взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитуемых.

Прежде всего, это методы обучения: организация учебно-познавательной деятельности, ее стимулирование и мотивация, контроль и самоконтроль в организации обучения. Далее следуют методы воспитания, которые включают в себя: формирование сознания личности, организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование деятельности и поведения.

Думается, однако, что все эти методы - по большому счету - связаны или со страхом, или с интересом. Кроме того, вряд ли целесообразно дублировать одни и те же методы, относя их сначала к обучению, а затем воспитанию.

Особенностью «методов» страха и интереса является их «проникновение в человека (до самых глубин его психики). Ранее уже перечислялись мотивы

деятельности борцов. Имеется в виду уровень: «принципиальной» ориентации, «материальной» ориентации, требовательности к факторам социально-личностного микроклимата, заинтересованности в накоплении специальных званий и навыков, подверженности болевым ощущениям, заинтересованности в накоплении сведений о противнике, подверженности психогенным влияниям. Все они напрямую связаны со страхом и интересом. В зависимости от сочетания того и другого борцы занимаются или не занимаются данной деятельностью.

В педагогике страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов. Объясняется это тем, что существует возможность управлять данными чувствами, изменять сочетание страха и интереса (в пользу последнего). Или же, наоборот, «нагонять» страх, если это необходимо для достижения нужного результата.

Кроме названной можно указать и на другую классификацию методов подготовки специалистов. В этом плане обращает на себя внимание работа Ч.Кукисевича «Основы общей дидактики». В ней называются словесные, наглядные и практические методы. По- видимому, два первых метода можно назвать теоретическими (в противовес практическим). К числу последних можно отнести соревнования, являющиеся мощным фактором спортивного совершенствования.

Кроме методов следует различать приемы подготовки специалистов. Это: приемы моделирования, вычленение по элементам и т.д. Назначением последних является подробное освещение тех или иных методов, в том числе страха и интереса.

Можно утверждать, что страх и интерес определенным образом связаны друг с другом.

Субъекты педагогического процесса имеют свои образы страха (свои эмоции), определенным образом сочетающиеся с интересом к своей деятельности.

Немаловажную роль в этом сочетании играет «развлечение» - как важная сторона педагогического общения (его культуры).

Под педагогическим общением понимается обмен информацией в межличностных контактах преподавателей со студентами, превращающих их в социально-общественную систему. Это не обязательно поведенческий акт, направленный на удовлетворение потребности в человеческих контактах. Общение – это и способ самосознания, самодвижения на пути к пониманию собственной сущности.

При этом человек может испытывать страх, «прокачивая» различные варианты своих действий (будущих или уже осуществленных в прошлом). Отмеченное прежде всего касается студентов вузов, которые в большинстве своем стремятся стать творческими личностями. Искусство преподавателя при этом, как уже отмечалось, заключается в умении поддерживать оптимальное сочетание страха и интереса в процессе педагогического общения.

По большому счету можно выделить низкий, средний и высший уровни общения. Первый (примитивный уровень) свойственен людям с ограниченными интересами и неразвитым интеллектом. Второй (манипулятивный уровень) связан с получением сиюминутной выгоды, стремлением все взять себе, не отдавая ничего другому. И, наконец, третий (конвенциональный) уровень общения предполагает взаимосодержательный обмен информацией между личностями (или теми, кто стремится ими стать в ближайшей перспективе). К нему относится педагогическое общение в вузе на уровне интеллектуального, морально-нравственного и эмоционального обмена информацией.

В общении личности (индивида) и группы специалисты выделяют следующие варианты: вожак-толпа, лидер-коллектив, главарь-банда и т.д. В них неизменно просматривается явное или плохо скрываемое превосходство одного человека

над другим. В некоторой степени это просматривается и при общении в высшем учебном заведении преподавателя и студентов. Причем превосходство

может исходить как от преподавателя, так и некоторых студентов (например, из богатых семей или добившихся высоких результатов в спорте, музыке и т.д.).

В человеческом сознательном общении люди, как правило, достигают положительного результата, используя такие его формы, которые приводят к взаимному удовлетворению потребностей (правда, не всегда связанных с удовольствием от общения). Ни примитивный, ни манипулятивный уровни общения сюда не входят. Для педагогического общения общим является уважение к личности собеседника, душевное расположение к нему. Хорошо освоенная техника общения, основанная на знании своих прав и обязанностей, безусловно, помогает достичь согласия. Однако если все технические детали соединить с подлинными чувствами взаимной симпатии и сердечности, общение станет не только полезным, но и приятным. И здесь без развлечения трудно обойтись. Обычно считается, что преподаватель в процессе общения со студентами занимается их обучением и воспитанием. Думается, однако, что педагогическое общение включает в себя еще одну сторону, связанную с развлечением.