Смекни!
smekni.com

Воспитание искусством в Афинах (стр. 2 из 3)

Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой , как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и подготовить их к участию в религиозных праздненствах . Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке, что можно проследить последовательность проведения урока . Первый арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и разучивали литературные произведения с аккомпанементом для того, чтобы можно было исполнить это произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось много народа, чтобы послушать хорошую музыку, гармонию её стройных звуков и неразрывно соединённую с ней поэзию, возвышающую сердца и освобождающую от мелочных побуждений.

Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой , как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и подготовить их к участию в религиозных праздненствах . Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке, что можно проследить последовательность проведения урока . Первый арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и разучивали литературные произведения с аккомпанементом для того, чтобы можно было исполнить это произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось

Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой , как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и подготовить их к участию в религиозных праздненствах . Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке, что можно проследить последовательность проведения урока . Первый арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и разучивали литературные произведения с аккомпанементом для того, чтобы можно было исполнить это произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось много народа, чтобы послушать хорошую музыку, гармонию её стройных звуков и неразрывно соединённую с ней поэзию, возвышающую сердца и освобождающую от мелочных побуждений.

4. Заключение.

На мой взгляд, тот аспект воспитания, который я рассматривала в своей работе, - воспитание искусством для современной системы образования является менее значимым, чем он был для греков. И это представляется мне серьёзным упущением. Но прежде, чем утверждать это, нужно доказать полезность, целесообразность и рациональность такого воспитания в греческой системе. На сколько оно выполняло свою задачу можно судить по высокому уровню развития искусства в Афинах в VII - V вв. до н.э. и по тому, что каждое последующее поколении поддерживало и делало этот уровень более высоким . Греция является богатым источником философских школ и учений, страной , где зародился театр, где сознавали необходимость демократического устройства общества . Все это позволяет говорить о духовно высоком уровне развития Афинского общества того периода и о полезности воспитания искусством, так как оно играло не последнюю роль в достижении этого уровня. Взаимосвязь музыкального и литературного воспитания обеспечивала разностороннее развитие детей . Они легче могли воспринимать моральные нормы общества, содержащиеся в литературных и музыкальных произведениях . Кроме того, само содержание образования было обусловленно этой взаимосвязью и ,следовательно, поддерживало ее. Целью воспитания девушки греки ставили сохранить ее непорочную душу. Та часть воспитания искусством , которая была ей доступна, подходит для этого наилучшим образом. Цель воспитания юношей была более всеобъемлющей. Она включала в себя такие аспекты, как нравственное, эстетическое, физическое, политическое и культурное воспитание. Из всех этих аспектов принцип воспитания искусством можно применить в следующих из них : нравственном , эстетическом , культурном

2.1 Роль музыки и литературы в жизни афинского общества

Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень интенсивности, он был более плодотворным в полисах с демократическим устройством. В Афинах было именно такое социальное и политическое устройство. Развитию достаточно свободного характера образования, системы воспитания , мировоззрения и всей культуры способствовало также отсутствие в Афинах и всей стране могучей жреческой организации. В этом же направлении действовал ещё один важный фактор: политическая активность рядовых граждан требовала широкого распространения грамотности. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества греческих мыслителей .

Большое влияние на искусство оказывала религия . “ Богатая греческая мифология , сложившаяся ещё в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы \/ - !\/ вв. до н.э.”[11]

Важнейшие общественно-религиозные праздненства включали в свою программу, помимо торжественных процессий, спортивных и конных состязаний, гимнастических игр, шуточных розыгрышей и развлечений, музыкальные состязания и театральные представления . На пример, в программе Пифийских игр - общегреческого праздненства в честь Аполлона, главную роль играли музыкальные состязания . Дионисии великие справлялись в Афинах в честь Диониса ежегодно . По окончанию торжественной процессии разыгрывались серьезные и шуточные сценки, из которых в \/ в. до н.э. зародился замечательный греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.

Театры действительно оказывали воспитательное влияние на ребенка, достоверно известно, что они были открыты для него. “На каких представлениях

он бывал? Его водили на трагедии, в этом нет никакого сомнения, как ни странно,

но, по-видимому, он присутствовал и на представлениях комедий .”[12] Такие литературные праздненства были очень полезны для ребенка . В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились вопросы современной жизни той эпохи . ” \/ в. до н.э. - время необычного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Эврипида, автора бессмертных

комедий Аристофана.”[13]

Эсхилу приписывали создание 90 трагедий , из которых сохранилось семь. Он переосмысляет общеизвесные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ новыми идеями своего времени. “ Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии , он прославляет мужество, волю патриотизм греков, противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в трагедии “Персы”, он воспевает бесстрашее героев, ради людей готовых поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни в “ Прикованном Промитее” и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию Зевса”.[14] Творчество Эсхила

пронизано философскими расуждениями о смысле человеческого существования,

отношениях людей и богов . Для него свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе.

В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия. Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Место человека в этом мире - один из центральных вопросов его творчества. Что такое человек - марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы? “ В образе фиванского царя Эдипа Софокл намечает свое решение этой проблемы. Эдип - мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Боги ссудили ему вести преступную жизнь... Пророчество сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал все, чтобы его отвратить . И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам. Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по Греции... Эдип силой своего страдания сумел преодолеть тяжелые удары судьбы, намеченной богами и тем победил их”.[15] Софокл утверждает идею всемогущества человека и возможности противостоять неотвратимой судьбе.