Вступление.
На первый взгляд, выбранная мною тема может показаться оторванной от действительности . На самом деле, воспитание искусством в Афинах мало перекликается с задачами современной школы , у которой и без того много проблем, требующих решений . Выбирая эту тему , я ставила своей целью изучить, проанализировать и выяснить, каким было воспитание музыкой и литературой в Афинах в VII - V вв. до н.э. , какие достоинства были у такого воспитания , какие необходимые в воспитании результаты оно несло. А также рассмотреть то влияние, которое оказывало на души детей искусство в древних Афинах . Афиняне были хорошими воинами, что говорит о воинственной и жестокой направленности их миропонимания . На мой взгляд, от спартанского общества афинское общество отличало много факторов, искусство было одним из них, оно несло обществу гуманизм, культуру красоты, гармонии и демократические основы . Все это прививалось детям не только в семье, но и педагогами, воспитывающими их. Одной из своих задач я ставлю изучить роль музыки и литературы ни только в образовании , но и в жизни афинян. Это необходимо для понимания содержания такаго образования. Следующая моя цель - доказать взаимосвязь музыкального и литературного образования. Затем я считаю необходимым отдельно рассмотреть воспитание искусством мальчиков и девочек.
Обратимся теперь к современной школе , к ее проблемам этического и нравственного характера . Возможно, всегда было трудно привить детям , особенно подросткам, доброту, гуманизм, терпение, такие нравственные нормы поведения , как вежливость, умение выслушать и попытаться понять точку зрения другого человека, не быть категоричным в суждениях. Эта задача усложняется , если в стране отсутствует какая либо идеологическая программа. Но нельзя на современные сложности списывать невозможность достижения цели нравственного и культурного воспитания. Не только трудные подростки, но и остальные школьники нуждаются в устойчивых социальных ориентирах. Которые они могут подчерпнуть в семье, но , как правило , семья, за некоторым исключением, дает или недостаточный уровень такого воспитания, или никакой. Поэтому на школу ложиться основная нагрузка. К сожелению, должна заметить, что школа не очень хорошо справляется с этой задачей , и скорее не потому, что мало над ней работает, а потому, что не может найти правельный подход. Школьники не воспринимают целенаправленные внушения, которыми изобилует наша школа, возможно от того, что не проводится качественный анализ методов, используемых в этой работе. Существование этой проблемы заставило меня обратиться к опыту древних греков, к тому , как они пытались решить эту проблему. Возможно, изучив истоки такого воспитания и понимая его суть, мне
как будущему педагогу будет ясно, как лучше найти подход к детям и как одновременно совместить в себе строгость и гуманность .
СОДЕРЖАНИЕ.
Вступление.
I Роль музыки и литературы в жизни Афинского общества.
II Взаимосвязь музыкального и литературного образования.
III Роль музыки и литературы в воспитании девочек.
IV Роль музыки и литературы в воспитании мальчиков.
Заключение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. “ История Древней Греции.”
М., “Высшая школа.” 1972.
2. “ История Древней Греции. “
под редакцией В. И. Кузищина.
М., “Высшая школа.” 1996.
3. Л. Винищук. “ Люди, нравы и
обычаи Греции и Рима. “
М., “ Высшая школа.” 1988.
4. П. Гиро. Частная и общественная
жизнь греков.” С.- Петербургъ.
Издание т-ва О.Н. Поповой. 1913.
5. “ Педагогическая энциклопедия. “
М., 1995.
6. С.И. Ожегов. “ Словарь русского
языка.” М., “ Русский язык.” 1981.
2.2 Взаимосвязь музыкального и литературного образования.
Что представляет из себя воспитание искусством в Древней Греции ?Чтобы понять это , необходимо разобраться в том , какое воспитание может дать искусство и что понимается под словом искусство.Если обратиться к словарю С. И . Ожегова, то можно найти такое определение . “ Искусство - творческое отражение , воспроизведение действительности в художественных образах”.[1] Но для воспитания необходима доступность и понятность такого отражения . Вот почему мало внимания в образовании уделялось архитектуре, настенной живописи и т. д . Из этого следует, что наибольшее поле деятельности для такого образования представляют собой музыкальные и литературные произледения древнегреческих музыкантов и поэтов.
Программа обучения в Греции охватывала воспитание интеллектуальное , музыкальное и физическое, не отдавая ни одному из них особого предпочтения .” Это было связано с особенностями самой греческой культуры , в которой воспитание понималось как неразрывное единство “гимнастического” и “мусического “, как развитие физического и умственного одновременно”.[2]
Рассматрим что же такое мусическое воспитание . “Мусическое воспитание и мусические школы возникли в Древней Греции и получили наиболее полное развитие в Афинах . Главной целью мусического воспитания было - воспитать идеального гражданина, дать ему нравственное, эстетическое ,
физическое , политическое и культурное воспитание . Большое внимание в мусическом воспитании придавлось музыке, обучение которой неразрывно связано было с усвоением лучших образцов греческой литературы - Гомера , Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида - образцов дидактической поэзии. Каждый образованный человек в Афинах должен был владеть искусством кифаредики - аккомпанирования и пения . Поэтому, после усвоения некоторого количества литературных текстов, мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной затем девятиструнной лире и кифаре . Музыкальное воспитание приобретало большое значение в связи с участием хоров мальчиков и юношей в большинстве госсударственных праздников “.[3]
Музыкальное и литературное образование считалось наиболее обязательным, так как развивало ребенка в нравственном и культурном плане . Оно было доступно как для девушек , так и для юношей, чего нельзя сказать об интеллектуальном и физическом воспитании . Тому насколько такое образование было доступно для девушек посвящается следующий параграф .
2.4. Роль музыки и литературы в воспитании девочек .
· В Афинах школ для девочек не было, поэтому воспитаниее девочек проходило дома . Их знакомили с домоводством , с женскими ремеслами : прядением , ткачеством . Не пренебрегали там и элементарным образованием , а именно : учили девочек читать и писать . Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, поскольку умение петь и танцевать было необходимым для женщин опять таки для участия в религиозных праздненствах. Что же касается изучения литературы, то в некоторых домах у женщин была такая возможность, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. “ Тот факт, что женскую поэзию, берущую начало в \/!! в до н.э., представляли в Греции уроженки Лесбоса, Беотии, Аргоса, Сикнеона, но только не Афин также свидетельствует о том, что афинские женщины были исключены из сферы интеллектуальной жизни “.[4] Несмотря на то, что греки стремились воспитать утонченную и непорочную душой женщину, они не прилагали особых забот об её умственном развитии. И из всех, по их мнению , благородных занятий, которые возвышают и укрепляют душу , лишь музыка была доступна для девушек. Важно учесть и тот фактор отчуждённости, который присутствовал в женском воспитании в Древней Греции . “До брака девушки жили в глубине гинеев ( та часть дома , где обыкновенно находились женщины и куда посторонние никогда не допускались ) в уединении, куда не доходил из вне никакой шум , никакие волнения “.[5] Очевидно, что в таком уединении сознание лучше впитывает в себя гармонию и красоту звуков. Для воспитания души искусством такая обстановка является благоприятной, но от этого страдало мировоззрение девушек , их понимание социальной жизни общества . Такая отделённость от внешнего мира делала древнегреческих девушек совершенно неприспособленными к условиям внешнего мира , к жизни вне дома. Но нельзя забывать о том, что мы говорим о Древней Греции с её устоями и традициями, где требовалась именно такая женщина. “ Кроме того, в редких случаях девушки могли выходить из своего убежища.Они появлялись на не- которых религиозных церемониях и принимали участие в хоровых танцах “.[6] Такие редкие впечатления прочно врезались в память и помогали развитию в душе чувства порядка и гармонии . Таким образом греки питались сохранить в девушке неприкосновенность её души .
2.3. Роль музыки и литературы в воспитании мальчиков
Мужское образование в Древней Греции было более основательным и ставило перед собой конкретную цель: нравственное воспитание юноши,обучение его самовоспитанию и развитие у него физических способностей . Воспитание в здоровом теле здорового духа . Афинское образование в школах для мальчиков в \/ !! веке до н.э. заключалось в изучении трёх групп предметов : словесных наук, музыки и гимнастики .“Первую преподавал грамматист , вторую - кифарист и третью - педотриб “.[7] Обратимся сначала к словесным наукам . Первоначаль-ные навыки , которые мальчики должны были приобрести заключались в умении читать , писать и в знании первоначального счёта . На следующей ступени программы ученикам предлагалось овладеть азами игры на му-зыкальном инструменте и изучить труды древнегреческих поэтов. Следующей задачей было совместить эти два предмета . Считалось, что распевание произ-ведений лучших лириков возвышает душу . “ Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние. Платон утверждает, например, что это искусство внушает человеку стемление к добродетели “.[8] Посмотрим как проходили занятия . “ Учеников заставляли читать стихи , взятые у лучших поэтов, и учить на память стихотворения, наполненные полезными советами или заключавшие поучительные повествования, восхваления вели-кодушных людей, которые совершили великие и благородные поступки . Это являлось средством не литературного, а нравственного развития “ . [9] Немного позже изучали отрывки из эпических , лирических и трагических поэтов . Это изучении сводилось к повторению учениками небольших отрыв-ков за учителем до тех пор, пока они не запечатлевались в их памяти . “Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу : поэзия призвана была служить воспитанию этическому. Были тексты о добре и зле, тогда учителю приходилось показывать различие между дурным и добрым и помогать ученикам выбрать подобающую дорогу в жизни . Прежде всего юноше предстоит уяснить себе хорош или плох характер того или иного героя , а затем обратить внимание на его слова и поступки. С самого начала обучения , таким образом , полагалось обратить внимание не только на литературные достоинства прочитанного , но и на то, чтобы одновременно использовать содержание, тему, героев того или иного произведения в целях воспитания ” .[10]