1.3. Особенности содержания детских рисунков и особенности изобразительных умений детей дошкольного возраста
Детское изобразительное творчество – это мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их и они стремятся изобразить его в рисовании.
Детское рисование рассматривалось в течение многих лет его изучения как явление, независимое от общественной формации, социального строя, системы воспитания и образования. Изучение собранных рисунков детей разных стран позволило сделать вывод, что любая тенденция в изобразительной деятельности ребенка возникает не спонтанно, а привита воспитанием. Анализируя рисунки и материалы обсуждения рисунков детей в разные периоды истории нашей страны (дореволюционные годы, послереволюционные годы, годы Отечественной войны, период 50-70-х годов), можно утверждать, что дети в содержании своих рисунков отражают события, которые происходят в их время и являются общественно значимыми.
Об этом свидетельствуют реалистические тенденции в рисунках советских, бельгийских, болгарских, венгерских и монгольских детей. Об этом же свидетельствуют и рисунки японских детей, которые направлены не только на отображение предметного мира, но и на отображение мира субъективных переживании. Ребенок рано присваивает типические национальные ценности и отражает их в своих рисунках. Это особенно отчетливо выявляется, когда мы имеем возможность сопоставить рисунки детей разных стран. Среди рисунков маленьких японцев можно найти такие изображения, как "Моя душа после драки", "Мой страшный сон", "Сердце, полное любви, новых надежд и стремлений" и т.п. В рисунках польских детей - абстракционистские тенденции. Там, где насаждаются формалистические тенденции, ребенок начинает поддаваться их влиянию, и из-под его руки выходят многочисленные "живописные композиции", которые представляют собой в основном неорганизованные сочетания цветов и комбинации форм. Детские рисунки отражают социально-психологические установки нации по отношению к окружающей действительности и человеческим ценностям.
Вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Содержание рисунков детей, не обучавшихся рисованию, зависит скорее от случая, чем от желаний самого ребенка изобразить тот или иной объект. У детей раннего возраста появляются многочисленные "иголки", "палки", "птички", "книжные полки".
Совсем другое содержание рисунков у детей, которых хотя и не обучали систематически, но показывали способы изображения некоторых объектов.
Что касается малышей, посещающих детский сад, то содержание их рисунков в большой мере соответствует программе. Поэтому в основное содержание первых рисунков этих детей входят: ленточки, дорожки, забор солнышко, шарик, баранка, снеговик, цветок, елка и др.
В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.
Таким образом, у ребенка изначально нет постоянного художественного метода: он делает попытки к рисованию, которые можно причислить к реалистическому, абстракционистскому и ко всякому другому художественному направлению, которые были, есть и будут. Однако довольно скоро ребенок овладевает сложившимися в данной культуре способами изображения, и разлитые общечеловеческие тенденции, которые отражены в первых рисунках ребенка, выбирают себе русло определенной культуры. Познание конвенций, господствующих в культуре, может привести как к реалистическому способу изображения, так и к символическому или абстрактному.
Рисунки ребенка определяют, во-первых, силу памяти на формы; во-вторых, размеры круга интересов ребенка на различных ступенях его развития. При этом надо принимать во внимание, что неумение рисовать препятствует полному изображению картины памяти; поэтому детский рисунок может проявить только весьма шаткую величину верности воспоминаний. Если, например, ребенок нарисует лошадь с числом ног большим, чем 4, то мы можем заключить, что в данном случае он имеет неопределенное представление только о множественности ног. Но если ребенок изобразит эти ноги в виде черточек, то, ни в коем случае нельзя заключить, что картина его памяти подобна этой схем; в данном случае ребенок обращается с подобным рисунком так же, как с объектом, служащим ему игрушкой. В то же время несовершенный рисунок бывает окружен бледными и отрывочными картинами воспоминаний о предметах, которые могут возбуждать то же чувство, что и сам рисунок, хотя ребенок никогда не смешивает свой рисунок с действительностью.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.
Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания.
В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии. Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии - правильных изображений.
Философы, историки и искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творческой художественной деятельности человека, подтвердить при помощи их анализа те или иные эстетические концепции или взгляды в области истории искусства. Педагоги обсуждают проблемы руководства детским рисованием, ищут пути обучения рисованию, способствующие художественному развитию детей. Биологи, проводя сравнительные исследования детского рисования и начатков графической деятельности высших обезьян, пытаются использовать их как один из каналов информации о биологическом родстве и различии животных и человека. Но, пожалуй, наибольший интерес детское рисование вызывает у представителей психологической науки в качестве пути, позволяющего проникнуть в тайники детской психики, в своеобразие внутреннего мира ребенка.
Начатое в 80-х годах XIX века изучение детского рисования приобрело широкий размах в конце XIX и: особенно в первой трети XX века. В этот период вышли работы В. Прейера, К. Лампрехта, Г. Кершенштейнера, Э. Меймана, В. Кретча, Г. Гартлауба, В. Штерна, К Бюлера, X. Энг, Г. Фольккельта, О. Краутера в Германии, К. Риччи в Италии, Ж. Люке во Франции, М. Шинн в Америке, С. Шумана в Польше и ряда других авторов. В России одним из зачинателей изучения детского рисунка был В.М. Бехтерев. В советское время наиболее значительными явились исследования С.А. Левитина, Н.А. Рыбникова, Ф.И. Шмита, Ю.Н. Болдырева, А.В. Бакушинского, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского.
В рассматриваемый период сложилась традиционная проблематика изучения детского рисунка, было собрано большое количество фактического материала, выделены отличительные особенности детских рисунков, охарактеризованы направление и основные стадии развития рисования у ребенка. Определенную интерпретацию получили мотивация детского рисования, причины, обусловливающие специфику рисунков на разных этапах детства, движущие силы развития рисования. Однако ни по одной из этих кардинальных проблем не было достигнуто единой точки зрения, они остались остро дискуссионными, требующими дальнейших исследований.