Смекни!
smekni.com

Особенности отражения впечатлений от окружающей действительности в рисовании детьми дошкольно (стр. 7 из 7)

Последующие годы знаменуются некоторым снижением интереса к детскому рисунку, уменьшением количества посвященных ему работ. В последние два десятилетия можно отметить работы таких зарубежных авторов, как Р. Заззо и М. Дебьенн во Франции; Р. Арнхейм, Д. Моррис и Г. Рид в Англии, Э. Монтовани в Италии; Р. Келлог в Америке; Нория Идэ, Сейсаку Уэно, Гендзеро Мита, Горо Судзуки в Японии; А. Трояновска и А. Лигоцки в Польше, Большое влияние на понимание детского рисования оказала интерпретация его развития, предложенная крупнейшим швейцарским психологом Ж.Пиаже.

В. С. Мухина полагает, что рассмотрение детских рисунков с точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы детского изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации. В своей книге “Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта” В. С. Мухина природу детского рисования объясняет с точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей, о присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Л. С. Выготский подчеркивает особенность графической формы детских изображений, свидетельствующих, по его мнению, о том, что “ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает”, не считаясь с действительным видом предметов. Противоречивые высказывания предоставляли Е. А. Флерина, Е. И. Игнатьев, считая, что ребенок мало способен к абстракции и его изображения отражают подлинную реальность. Таким образом, анализ содержания детских рисунков дает основание полагать, что индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.

Выводы по главе 1

Чтобы дети на протяжении дошкольного возраста отражали свои впечатления от окружающей действительности в рисовании необходимо постоянно насыщать жизнь ребенка впечатлениями. Взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте. Необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, отражать увиденное, придумывать новые сюжеты.

Работа детских садов по отражению впечатлений от окружающей действительности в рисовании в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию и отражению впечатлений. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием с целью научить ребенка отражать впечатления в творческой деятельности и в этом случае обучение затруднено. Процесс обучения в детской саду должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

3. Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961.

4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М., 2004.

5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие. – М.: Академия, 1998 – с. 21-26

6. Комарова, Т.С. Предшкольная подготовка детей в процессе изобразительной деятельности /Т.С.Комарова. М., 2006. № 6.

7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. –М., 1981

8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991. 35 с.

9. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.

10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: "Мнемозина", 1995.

11. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М, 1983.

12. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. - М., 2006.

13. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1996. – с. 8-27

14. Доронова Т.Н. Занятия по изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание, - 2001.-№3

15. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.

16. Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. – 1986. - №10

17. Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965.

18. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию . - М., 1979.

19. Сакулина Н.П. О детском рисунке. М., 1997.

20. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982.

21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.,1981.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.

22. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина - М., 1956.

23. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. – 2003. – с. 41-42.

24. Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

25. Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов. /Под ред. С.В. Парафеевой. – М.: Просвещение, 1972.