Эмоции и чувства
Введение
Можно полагать, что исторически эмоции были первыми регуляторами поведения не только высших животных, но и человека. В борьбе за самосохранение они помогали отличать и соответственно реагировать на полезные и вредные предметы и явления. Лишь позже, в ходе дальнейшего развития эмоциональная регуляция дополняется и корригируется действием разума и волн, что позволило человеку целенаправленно планировать свои действия и поступки, согласовывать с действиями и поступками других людей, прогнозировать их последствия, прилагать усилия для достижения поставленных целей. Короче говоря, формируется механизм сознательной интеллектуально-эмоционально-волевой регуляции всей жизнедеятельности человека.
Сегодня роль эмоций и чувств в жизни человека велика и многообразна. Они влияют на использование информационного и энергетического потенциала человека, являются важной направляющей и побудительной силой, регулятором и стимулятором поведения и деятельности человека, выполняют как диагностическую, так и прогностическую функции. Они возвеличивают человека, делают его героем, творцом прекрасных произведений литературы и искусства, научных открытий или приводят к нравственному падению личности; активизируют наш труд, помогают общению с другими людьми и установлению благоприятных отношений или делают нашу жизнь тягостной, безрадостной, ведут к разрыву отношений даже с близкими людьми.
Между тем эта важная и интересная проблема недостаточно разработана в психологической науке, что значительно повышает ее актуальность.
1. Эмоции и чувства, их социальные функции
Эмоциональная сфера личности, будучи подструктурой ее психологической структуры, связанной с познавательной и волевой подструктурами, представляет сложную динамическую систему, включающую большое число взаимно влияющих друг на друга эмоций и чувств. B общем виде эмоции и чувства выглядят как специфические формы психического отражения личностью и социальной общностью внешнего и внутреннего мира, которые проявляются как в субъективных переживаниях, так и в речевых, двигательных, мимических и иных реакциях.
Под эмоциями мы понимаем относительно кратковременные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и т. п. (в переводе на русский язык слово «эмоция» означает душевное волнение, душевное движение). В то же время чувства отличаются, как правило, большей интенсивностью и устойчивостью. Они тесно связаны с предметами их вызвавшими. Так, чувство любви имеет разное содержание в зависимости от того, на кого (или на что) оно направлено. Любовь к Родине, ребенку, человеку противоположного пола—это одинаковые по названию, но разные по содержанию переживания. А эмоции—это ситуативные образования, которые вызываются определенными ситуациями.
Как психические образования эмоции и чувства представляют неразрывную органическую связь процесса и порождаемого им результата: без соответствующего процесса нет и не может быть определенного результата. Процесс переживания человеком тех или иных фактов и событий внешнего мира, а также состояний организма порождает соответствующие эмоции и чувства как своеобразную форму отношения, причем в той мере, в какой все это затрагивает потребности и интересы индивида, его социальные установки н ценности. Все, что благоприятствует жизнедеятельности человека, переживается со знаком плюс, а то, что не благоприятствует,— со знаком минус.
«Условием возникновения эмоций и чувств является так называемая эмоциональная ситуация. П. Фресс и Ж. Пиаже считают, что подобная ситуация возникает «при избыточной мотивации по отношению к реальным прнспособнтельным возможностям индивида». Действительно, избыточная мотивация может быть причиной эмоциональных реакций. Студенты узнают результаты экзаменов: одни кричат и прыгают от радости, а другие плачут от горя. Но эмоциогенным может быть и недостаток информации, например, при новизне ситуации, когда человек не подготовлен к встрече с кем-то или с. чем-то. Эго наблюдается, в частности, у больного, которому мало говорят о его состоянии, что порождает страх перед неизвестностью. Эмоция может возникнуть также и тогда, когда воздействие ожидается, но превосходит ожидаемую интенсивность. Студент не ждал хороших экзаменационных результатов, но только не двойку, а получил именно ее. Внезапность мешает возможности адаптироваться к ситуации, что и определяет характер эмоциональной реакции. Сильным эмоциогенным фактором являются конфликтные ситуации. От общения с другими людьми человек стремится получить положительные переживания, избегать эмоционального напряжения. Положительные эмоции поддерживают общение. В то же время конфликт разрушает общение: повышает эмоциональную возбудимость участников этого процесса, вызывает у них гнев, возмущение, враждебные отношения друг к другу. С позиции информационной теории П. В. Симонова, эмоциогенную ситуацию можно понимать как рассогласование между информацией о том, что требуется для удовлетворения потребности, и тем, чем человек располагает. Если информация о том, чем человек располагает, превосходит то, что необходимо для удовлетворения потребности, то возникают положительные переживания, а при противоположной ситуации— отрицательные. Эмоции и чувства могут вызываться также воспоминаниями о прежде бывших эмоциогенных ситуациях. Один вид пищи, которая ранее вызывала отрицательную эмоцию, способен вызвать ее вновь. Может сработать механизм «заразительности» эмоций. Если кто-то из присутствующих обнаруживает определенную эмоцию (страх, радость и др.), то мы нередко подражаем ему. Так формируются групповые эмоциональные состояния, происходит «обмен» эмоциональной информацией».
Взаимодействие мозга человека с объективным миром имеет своим результатом, как знания, так и самые различные переживания. При этом по мысли Р. Зайонца, эмоции и чувства имеют известные преимущества перед интеллектом. «Человек,— пишет он, — чувствует больше, чем знает и может сказать. Эмоции «срабатывают» раньше когнитивной обработки и оказывают известное влиянием на оценку ситуации, на выбор схемы поведения».
Человеческие эмоции и чувства «очеловечены» социальными условиями жизнедеятельности и в этой жизнедеятельности выполняют ряд функций, они — полифункциональны. Среди этих функций исходной, базисной, на наш взгляд, является сигнальная функция. Вместе с познавательными процессами эмоции и чувства дают информацию о значимости тех или иных объектов для удовлетворения потребностей, о ходе их удовлетворения (неудовлетворения); дают знания о том, что хорошо, а что плохо в поведении людей и о многом другом.
С сигнальной функцией тесно связана диагностическая функция эмоций и чувств. Внешние выражения этих переживаний могут быть индикаторами, в частности, психофизического состояния человека. По ним можно судить об эмоциональной жизни: степени возбудимости, силе переживаний, их действенности и т. п. Эмоциональная неустойчивость может быть одним из показателей нарушения мозгового кровообращения; повышенная раздражительность наблюдается при болезнях желудка; тревожность, бурные эмоции отмечаются при болезнях печени и др.
Существенной функцией эмоций и чувств может быть признана прогностическая, проявляемая в предчувствиях человека о своих будущих успехах (неудачах) в деятельности и поведении, а также о будущем других людей, особенно тех, с которыми эмоционально близки. Так, известно много случаев, когда мать предчувствовала несчастье, которое произойдет с ее сыном, находящимся на фронте, и это предчувствие, к сожалению, оправдывалось.
«Эмоции и чувства выполняют также регуляторную функцию. Во-первых, они помогают понять, почему человек занимается определенной деятельностью и совершает поступки, г. е. влияют на направление его активности. Во-вторых, эмоции и чувства являются мотивами активности человека. Как заметил Гельвеции, «любовь отточила карандаш первого художника». В-третьих, они влияют на использование человеком потенциальных сил и способностей, тем самым могут повышать, понижать и даже затормаживать активность человека. При этом имеют значение как настоящие (сиюминутные), так и бывшие прежде и возможные в будущем эмоциональные состояния. Понятно, что активность человека в конечном итоге зависит от психофизических энергетических «запасов», но в рамках этих «запасов» значение эмоций и чувств велико».
Эмоции способны выполнять интегрирующую функцию. Они могут почти моментально объединить функции организма человека, во-первых, для того, чтобы ответить на вопрос: полезно или вредно для организма то или иное воздействие, и, во-вторых, для определения «синтезированного» ответа на –воздействие.
«Онтогенетически (как, вероятно, и филогенетически) первичными являются эмоции, а чувства образуются на базе эмоций и из них, как здание из кирпичиков. Однако если здание не есть простая сумма кирпичей, то и чувство — не проcтая ассоциация эмоций. Под влиянием внешних воздействий, их характера у человека возникают определенные эмоции. Каждая эмоция оставляет след в сознании человека и закрепляется в нем. Повторение одних и тех же эмоций ведет к образованию чувства».
«История наших чувствований,—писал К. Д. Ушинский,— и есть история нашей души». Точнее, можно сказать, что история чувства есть не что иное, как история наших взаимоотношений с людьми, связей с природой и произведениями искусства и литературы. Отсюда понятно, что чем шире круг общения, чем больше человек видел и слышал, созерцал прекрасного в природе и искусстве (живописи, музыке, скульптуре), читал произведении литературы, тем богаче спектр его чувств.
Образовавшиеся чувства могут находиться в потенциальном или актуальном состоянии. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Так, мы можем сильно любить человек, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности. Человек может прожить всю жизнь и не знать, как сильно он любил свое отечество, если случай, например, долговременное удаление, не обнаружит для него самого всю силу этой любви».