Смекни!
smekni.com

Анализ категории ценностные ориентации у современных подростков (стр. 1 из 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности……………………………………………………………………………...6

2. Представление о системе ценностей личности как иерархии……………..…..9

· Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;…………...10

· Концептуальное определение ценностей по Ш. Шварцу

и У. Билски………………………………………………………………………11

3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи………….…………….12

4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков………………………………………………………….17

6. Практическое исследование предпочтений и ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………...……...20

Выводы…………………………………………………………….………………..28

Литература………………………………………………….………….……………29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными.

Исследование ценностей особенно актуально сегодня, в нашу кризисную эпоху. В условиях переходного периода существенно меняется социальная ситуация развития молодежи, исходные условия процесса становления личности молодого человека, что не может не привести к изменениям системы ценностей молодежи, обучающейся в школах и вузах. В условиях переходного периода претерпевает существенные изменения социальная ситуация личности, что не может не привести к трансформациям системы ценностей молодого поколения.

Огромное влияние на молодежь оказывает политическая ситуация: рост интереса различных политических партий и движений (в том числе радикального, экстремистского толка), расширить свое влияния и электорат за счет молодежи. Немалое влияние на ценности молодого поколения оказывают сегодня так же средства массовой информации. В условиях краха официальной идеологии наблюдается ощущение утраты смысла жизни у многих людей, которое несомненно передается и юношеству. Но все-таки идет постепенное и нелегкое осознание приоритета общечеловеческих ценностей, которое осложняется экономическими неурядицами и социальной напряженностью.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Ценностные ориентации есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.

Ценностные ориентации личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций подростка внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

Целью курсовой работы является анализ категории «ценностные ориентации» у современных подростков.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1) теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации личности»;

2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в подростковом возрасте ценностных ориентаций;

3) выявление факторов, влияющих на кризи ценностныххориентацийй подростков и общества;

4) подбор методик для проведения эмпирического исследования;

5) анализ полученных результатов и их обобщение.

Объект исследования: ценностная сфера личности.

Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций подростков и в современном обществе.

1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.

С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [12, С.732].

В социальной психологии понятие “Ценностные ориентации” используется в двух значениях, как:

1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;

2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”. [10, С.373]
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Древнегреческий философ Гераклит главной ценностью считал весь мир, который он рассматривал как живой организм. Мерой всех вещей он считал человека. По мнению Гераклита, выше его стоит только бог. Демокрит в качестве высшей ценности рассматривал мудрого человека. Сократ дал определение таким этическим понятиям, как «справедливость», «доблесть», «счастье», «добродетель». Счастья человек не достигает не потому, что не хочет его, а потому, что не знает, в чем оно заключается. Тезис «Никто не ошибается добровольно» подчеркивает ценность знания, позволяющего отличить реальное добро от того, которое таковым не является. Аристотель считал, что кроме материальных благ есть такие, которые находятся вне тела и души — почет, богатство, власть. Однако духовное благо он считал «самым высоким» [11, С. 9].

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы:

· Терминальные - т.е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир;

· Инструментальные - обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

В зависимости от направленности на личностное развитие ценности могут быть разделены на:

· Высшие - ценности развития - любые явления, события, собственные состояния и идеи, знаки и символы, которые стали для человека сигналами возможности удовлетворения всего или почти всего круга его потребностей, сохранения целости «Я» и жизни, сигналами возможности осуществления почти любой его активности;

· Регрессивные - ценности сохранения.

В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.