А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила – ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
Следующий этап в развитие педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.
Например, И.Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г.Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания.
Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания – гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.
Дж. С. Миль (1806 – 1873) считал критериям положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.
Г. Спенсер (1820 – 1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, В. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика, и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.
В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы – педагогический традиционализм и альтернативное направление.
К традиционализму тогда относили социальную педагогику ( источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические значения), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками – философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики – общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антрополога (обучение, воспитание и развитие человека на протяжение всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии, и концептологии.
Как любая наука, педагогика включает в себе фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теория и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский. В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.
2. Объект педагогики.
А. С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922г. Сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогические исследования ребенка, но это не верно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процесс целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Заключение:
В заключении хочется сказать, что педагогический процесс, как предмет научно-педагогического знания или процесс обучения и воспитания человека, как основная функция общества реализуется в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогика как наука определяется в совокупности знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путем совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Историческое развитие научно-педагогического знания протекало поэтапно с зарождения педагогических идей, формирования педагогических взглядов и теорий и перехода от гипотетических и утопических теорий к системе взглядов, основанным на педагогической практике. Бесценные мысли о воспитании и образовании представлены в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов таких как (Платон, Аристотель, Плутарх, Гераклит, Сенека, Квинтилиан, Варлаам, Иоан Домаскин, Авициэнн, Конфуций).
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинение Вивеса «О порче нравов». Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) установил критерии педагогического исследования.
Я.А Коменский (1592–1670) привел в систему и обосновал объективные закономерности воспитания и обучения. Ученый рассматривал стадии обучения ,впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе. Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки. В Период с XVIIпо XVIII века обосновался этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).И. Песталоцци в условиях экспериментальной школы проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники, разработал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений, предлагал ориентироваться на знание психологии. Ф. Фребель сформулировал законы воспитания. Он видел предназначение последнего, в выявлении и развитии творческого начала человека. И. Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки, во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней, ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического), предложил практические способы нравственного воспитания и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека. А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности и культуросообразности. Он ввел дидактические правила – ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика. Немалый вклад в развитие педагогики внесли такие знаменитые ученые, как И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, Г.Гегель,