Смекни!
smekni.com

Педагогика как наука, ее объект (стр. 1 из 3)

Министерство образования РоссийскойФедерации

Главное управление образования

Администрации Красноярского края город Канск,

Канский Педагогический Колледж

Педагогика как наука, ее объект

Контрольная работа по курсу «Общие основы педагогики»

Выполнил: Менжитский

Ратибор Александрович,

студент группы 3 1,

технология

Проверил: Файзулина

Неля Михайловна.

г. Канск

2007г.

Содержание:

План. ………………………………………………………………… стр.3

Введение. …………………………………………………………… стр.4

1. Педагогика как наука. ……………………………………………. стр.5

2. Объект педагогики. ………………………………………………. стр.12

Заключение. …………………………………………………………. стр.13

Список используемой литературы. …………………………………стр.16

План.

Введение.

1. Педагогика как наука.

2. Объект педагогики.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение:

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе и, конечно же, самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека – один из видов человеческой деятельности.

«Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение», или искусство воспитания.

Историческое развитие педагогики как науки протекало постепенно с зарождения педагогических идей в русле философских течений, формирования педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений, и переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике.

Предмет педагогики – педагогический процесс, или особая функция общества, направленная на образование и воспитание человека.

При возникновении специальных воспитательных учреждений и учебных заведений, в рамках которых педагогический процесс стал предметом специальной организации, а также предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, в результате чего началось развитие научно-педагогического знания.

Как любая наука, педагогика включает в себе фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания.

Проблема педагогики – поиск эффективных педагогических систем и методов для развития и подготовки современного поколения к жизни в современном обществе.

1. Педагогика как наука.

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследования.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путем совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1) Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2) Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3) Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы… воспитание перестраивает человека и создает природу».

Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Аристотель высоко ценил миссию воспитателя; «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».

Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».

В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это – трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование». Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.

В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинение Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского « О первоначальном воспитании детей». Т. Мора «утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.

Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался

возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта.

Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.

Почти одновременно Я. А. Каменский (1592–1670) попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изысканье воплотились в сочинение «Великая дидактика».

В трактате приводится мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации педагогического процесса на службу педагогической практики. Ученый рассматривать следующие стадии обучения – автопись (самостоятельное наблюдение), автопраксия (практические действия), автохресия (применение полученных знаний и умений), автолексия (умение рассказать о результатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования возрасту человека. Весь труд Коменского освещен верой в расцвет человеческой личности: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение». Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распространение последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обучения и воспитания.

Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.

В период с XVIIпо XVIII век наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841),

Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866). В условиях экспери-ментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники.

Он разработал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предложил ориентироваться на знание психологии.

В педагогическом сочинении «Воспитание человека» Ф. Фребель сформулировал законы воспитания. Он видел предназначение последнего, а выявлении и развитии творческого начала человека.

В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайности эмпирики, так и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт определил последующее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предложил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешено-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.