Тема:
Креативность в структуре педагогической деятельности
1.Общее понятие о креативности
Креативность ( от лат. Creation - созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности.
По мнению Э. Фромма, креативность – это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.
В сегодняшнем быстро меняющемся обществе необходимы креаттивные личности. В связи с этим возникает вопрос: можно ли научит творчеству, воспитать креативную личность, сформировать опыт творческой деятельности. Ответ на него может быть, скорее всего, отрицательным. Креативность не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя сформировать, ее можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не может быть ничем иным, как созданием условий для самовоспитания личности. Но если прямое обучение творчеству невозможно, о вполне возможно создание условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.
С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитию креативности : ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе; слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов.
Данные факторы необходимо учитывать при создании условий, способствующих развитию креативности.
Сущность педагогической креативности.
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло.
Вполне естественно, что человек. Осуществляющий творческую деятельность, должен быть личностью творческой.
Любая творческая деятельность всегда замыкается на личности, на индивидуально-творческих способностях человека, который её выполняет. Поэтому. Для того, чтобы поднять педагогическое ремесло на уровень педагогического искусства, прежде всего, необходимо развить и раскрыть творческий потенциал личности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя.
В связи с этим, ниже приведем задания на выявление индивидуально-творческих способностей студентов и создания условий для их актуализации и развития педагогической деятельности.
Таким образом, задания ориентированы на развитие креативности как личностоного качества и включают:
- Задания, позволяющие на основе самоанализа и самооценки выявить индивидуальный потенциальный и реальный уровни сформированности творческих способностей;
- Задания на развитие интеллектуально-творческих способностей. Таких как: зоркость в поисках проблем, целостное восприятие, критичность, гибкость, оригинальность мышления, легкость генерирования идей;
- Задания, формирующие качества, присущие творческой личности
- Задания, формирующие направленность на творческую, педагогическую деятельность.
Все задания носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявит потенциальные возможности, развит наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.
Задания
Задачи.
1. Актуализация понятия «креативность»
2. Развитие ассоциативного мышления.
Задание 1 «Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?»
Студентам предлагается в свободной форме высказать свое мнение о сущности термина «креативность». Беседу можно стимулировать следующими вопросами.
1. Что такое, на ваш взгляд креативность? Творчество?
2. Что общего и различного в их понимании?
3. Любая ли деятельность может быть творческой?
4. Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?
5. Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд можно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?
6. Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выделить показатели, критерии творческой деятельности?
7. Почему и поэзия А.С. Пушкина и стихи первоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?
8. Кого мы можем назвать креативной личностью?
9. Можно ли научиться творчеству?
10. Что для этого, на ваш взгляд, нужно?
11. Креативный ли вы человек?
12. Можете ли вы привести примеры собственной креативности?
После обсуждения подводят итоги, делают выводы?
Задание 2 «Игра – разминка».
Студентам предлагается задание: сидя в кругу, и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативную личность. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.
После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие творческую деятельность. Эта игра позволяет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек. Она помогает актуализировать понятия творческой деятельности. Дает возможность в определенной степени продиагностировать собственные творческие способности.
Задание 3 «Креативность» (по Н.Ю. Хрящевой)
Студентам предлагается нарисовать слово «креативность», создать образ в любой символической форме.
После того как все заканчивают рисовать, каждый создает словесный портрет креативности, рассказывает однокурсникам о своем образе.
Упражнение позволяет сформулировать многие сущнотные характеристики креативности как свойства личности и творческого процесса.
В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы, уточнять содержание рисунков и высказываний. После того, как все выскажутся, необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданию ориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.
Задание 4 «аббревиатуры» (по А.П. Ершовой).
Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, КГБ, НТР.…Каждый студент, выбрав для себя 3-4 аббревиатуры, должен дать расшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности.
Данное упражнение позволяет выявить сущностные характеристики креативности.
Задание 5 «Ассоциация».
Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросает кому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, должен назвать 5-6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово.
Задание 6 «Изобретатели» (По Е.Ф. Шангиной).
Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой «научно- исследовательской лаборатории» необходимо изобрести, то , чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новое средство передвижения). Нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит, как будет использоваться и. т. Д.)
Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. «Изобретатели» отстаивают, доказывают важность своего изобретения. Если изобретение принимается общей комиссией, группе дается задание придумать и продемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.
Задание развивает способность видеть в привычном, необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной.
Задание 7 «Японские трехстишия».
Студенты находятся в круге, каждому из них предлагается карточка, на которой написано трехстишие японского поэта Басе. Использование данного материала оправдано тем, что в коротком тексте скрыт глубокий философский смысл, стимулирующий возникновение различных образов, ощущений, отношений.
Студентам необходимо в течение 5 мин, работая со своей карточкой, определить смысл строк, попытаться ощутить те чувства, которые вызваны этим трехстишием, создать зрительные образы, перечислить слова-ассоциации, затем определить наиболее точное передающее смысл, выбрав его в качестве названия трехстишия. Также студенты должны запомнить текст наизусть.