ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Курсовая работа
По специальности 050710 Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности
Студентки 3 курса
Шалагиной Ольги Сергеевны
Научный руководитель:
Соколова О. Н.
ВОЛОГДА
2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
§ 1. Музыкальные способности и их развитие в творческом объединении детей дошкольного возраста…………………………………………………….6
§ 2. Характеристика детских музыкальных инструментов, способы и приемы игры на них……………………………………………………………..12
§ 3. Развитие музыкальных способностей при обучении дошкольника игре на детских музыкальных инструментах…………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
Введение.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).
Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.
Выдающиеся музыканты-просветители (Б.Асафьев, Б.Яворский), австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музыцирования и развития музыкальности у всех детей. Большое значение игре на детских музыкальных инструментах придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Еще в 20-е годы ХХ столетия Н.А. Метлов говорил о роли этого вида детской музыкальной деятельности. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н.А. Метловым в 20-40-е годы ХХ века работали известные педагоги - Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и её ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и др.).
В сегодняшней практике обучение детей строилось на основе обозначения клавишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета. Дети, многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров, и каждый раз при переходе к новой мелодии начинали с нуля. В результате игра на детских инструментах превращается в тяжелую работу, как для детей, так и для взрослых, и не приносит малышам радости.
В результате многолетнего экспериментального исследования педагогом М. Трубниковой были доказаны возможность и необходимость обучения игре на детских музыкальных инструментах по слуху.
Мы, обучаясь игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на некоторых самостоятельно, видим, как игра по слуху необходима и как она помогает на практике. Поэтому, проанализировав методику М. Трубниковой и внеся наши практические наработки, мы еще раз подтверждаем эффективность метода игры по слуху и говорим о развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре на музыкальных инструментах.
Цель исследования: выяснение влияния обучения игре на музыкальных инструментах на развитие музыкальных способностей детей.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие эффективность развития музыкальности детей.
Гипотеза исследования: обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:
Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;
Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.
Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальности в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Разработана система занятий, способствующих более эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах;
Определены условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста;
Проведен анализ музыкального репертуара и подобран наиболее доступный и интересный для работы с детьми в этом виде деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, анализ существующего педагогического опыта, анализ собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, беседы.
Инициатором обучения игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н. А. Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.
Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н. А. Метлов даёт подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приёмов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
§1
Музыкальные способности и их развитие в творческом объединении детей дошкольного возраста.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач
музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одарённость. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большей степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), а также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.
Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.
Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей и об определении понятия музыкальность, Б. М. Теплов противопоставляет два направления в психологии: гештальтпсихологию (на примере работ немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (основанную на трудах американского психолога С. Сишора).
Несмотря на кажущееся различие позиций авторов, Б. М. Теплов находит точки соприкосновения во многих важнейших положениях, высказанных ими.
Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет её как единое, неделимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребёнок, Г. Ревеш предлагает пользоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на её наличие. Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врождённость музыкальности, является его утверждение, что развивать музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по Ревешу, много) не могут воспитать её в себе.
С. Сишор в отличие от Г. Ревеша рассматривает музыкальность как сумму отдельных музыкальных способностей (их он насчитывает 25). Наличие их у людей определяется с помощью тестирования. Тесты, разработанные С. Сишором для диагностики музыкальности, названы элементными, т. е., с его точки зрения, не зависящими от практики, упражнений, возраста и т. д. Диагностируемые качества человека признаются, таким образом, врожденными, данными от природы.
Тесты построены на признании в понятии музыкальность ведущей роли простейших сенсорных способностей - различение мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков. С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На основании измерения мелких градаций чувствительности к изменениям высоты, интенсивности звуков и т. д. определяется целесообразность занятий детей музыкой. Например, если ребёнок обнаруживает чувствительность к различению высоты звуков до трёх герц, то по мнении. С Сишора, он может стать музыкантом; если свыше восемнадцати герц, он не должен иметь никакого отношения к музыке.