Смекни!
smekni.com

Психологические синдромы детей младшего школьного возраста (стр. 3 из 5)

Еще одно ключевое для описания психологического здоровья слово– гармония. Это не что иное, как баланс между различными частями « Я » человека, между физическими, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектами. Это также гармония между человеком и окружающими людьми, между человеком и природой; гармония не как статическое состояние, а как жизнь в непрерывном развитии, в постоянном изменении. Таким образом, психологическое здоровье можно выразить через метафору: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому очень важно определить , кокой путь является твоим, и обязательно идти по нему».

Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремление к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также с активной жизненной позицией и со собственность находить согласие с собой. Психологическое здоровье взрослого человека предполагает и осознанную потребность в духовном развитии.

Можно провести аналогию между духовностью и самоактуализацией, которая также является характеристикой психологически здоровых людей. По К. Роджерсу и А. Маслоу, врожденная потребность человека в самоактуализации выражается в стремлении к самосовершенствованию, реализации своих творческих способностей. Самоактуализация не отрожает всю полноту духовности, но в некоторых аспектах сходна с ней.

Таким образом, духовность предполагает, с одной сторонй, гармоническое взаимодействие с миром, с другой – ориентацию человека на постижение смысла жизни, выполнение жизненной задачи, без которых, как нам представляются, невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.

На основании представленного анализа мы сформировали для себя определение психологического здоровья как динамической совокупности психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию.

1.2. Портрет психологически здорового человека.

Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно найти, в частности, у представителей гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Например, А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:

· Наличие ориентации на реальность;

· Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

· Способность;

· Центрированность на проблеме, а не на себе;

· Наличие потребности в одиночестве;

· Автономность и независимость;

· Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

· Духовность;

· Идентификация с человеком;

· Способность к близким отношениям с людьми;

· Наличие чувства юмора (не используемого, однако, в агрессивных целях);

· Высокая креативность;

· Низкая конформность и др.

К. Роджерс полагал, что люди «в основном стремятся вперёд и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье. По его мнению, «полноценное функционирование» человека, т. е. его психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (мы остановимся лишь на тех из них, о которых не упоминал А. Маслоу). Это - открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения. Именно открытость к переживаниям и опора на собственные суждениям в ситуациях выбора, на наш взгляд, важны для понимания психологического здоровья, поскольку они позволяют человеку принять ответственность за свою жизнь на себя.

Отдельные качества складываются в «портрет» психологически здорового человека. Это, прежде всего, человек, принимающий себе и окружающих. Значение принятия окружающих очевидно для всех, а вот принятие себя самого для многих оказывается проблемой. Однако именно уверенность в себе, доверие к собственным душевным движениям, осознание своей самоценности лежит в основании гармоничных отношений человека с другими людьми. Эта идея отражена ещё в евангельской заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Действительно, можно ли любить людей, не любя себя самого? Э. Фромм, отвечая на этот вопрос, утверждает, что причина человеческого эгоизма коренится именно в недостатке любви к себе. Кто недоволен собой, тот находится в постоянной тревоге за себя, и потому при поверхностном взгляде может показаться, что он любит себя до крайности. Однако, при более внимательном рассмотрении тревожного внимания человека к себе, становится явным хроническое глубокое недовольство собой, которое является причиной нарушения гармоничного взаимодействия с миром и людьми. Итак, одна из составляющих психологического здоровья – это способность к принятию мира, стремление к счастью и свободе для себя и для других людей.

Но этим портрет психологически здорового человека не исчерпывается. Дело не в том, что человек не страдает, не гневается, не ошибается, не обижает других – это живой человек, разный в своих проявлениях. Он может быть спонтанным и переменчивым, он может печалится и унывать, он опирается не только на разум и расчёт, во многом зависит от чувств и интуиции, но при всем этом такой человек способен брать ответственность за свою жизнь самого себя. Он умеет извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок. Он может быть открыт, распахнут по отношению к миру и к людям, но в нужные моменты он способен воспринимать мир как игру, как театр, и обладает хорошим ролевым развитием – умеет принимать роли, различные по статусу и содержанию, но не принимает патологических ролей, не позволяет манипулировать собой. Эта мысль присутствует и работах Дж. Келли, который особо отмечал важность наличия у человека высокой адаптивности и гибкости, а также хорошо развитого репертуара ролей. Последнее замечание нам кажется особо важным для понимания психологического здоровья детей, поскольку именно в детском возрасте осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд авторов полагает, что психическое развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие, и неумение ребёнка принимать роли, различные по статусу и содержанию, продуцировать новые роли свидетельствует о нарушении развития личности.

Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяют ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

Любопытно проиллюстрировать связь физического и психологического здоровья на пример исследований, проведенных доктором Стивеном П. Джюэттом среди долгожителей. Он обследовал 79 здоровых американцев в возрасте старше 87 лет. Эти старики имели различный жизненный опыт, но отличались высоко приспособляемость, умением противостоять жизненным трудностям, дружелюбием, оптимизмом и хорошим чувством юмора. Они умели радоваться жизни, получать удовольствие от простых вещей. Долгожители даже, как правило, не придерживались кокой-либо определенной диеты или образа жизни, не сдерживали свои пристрастий, многие из них всю свою долгую жизнь курили, некоторые любили приложится к рюмочке. Эти исследования показывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье.

1.3.Психологическое здоровье детей.

Что же такое норма психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работа с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большей части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живёт. Итак, норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на путь к этому идеальному образу можно находить всё новые и новые ориентиры для саморазвития и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но и в каждом из ситуаций – в зависимости от взрослого человека.

Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрослых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребёнка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение, применяя «взрослые» критерии, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребёнку взрослеть, то есть адаптироваться к большому миру.