Смекни!
smekni.com

Проблема категориального статуса местоимения в современном английском языке (стр. 3 из 3)

Становление личности дошкольника выражается и в формировании его характера. Возрастные изменения позволяют изменять и усложнять содержание обучения, варьировать соотношение игровых, словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.

1.2. Творчество и его значение для развития личности дошкольника

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

К. Маркс, указывая на эту способность к творческой деятельности, писал: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку: в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результата, что определяет способ и характер действий, мобилизует волю человека.

Творчество учит ребенка видеть мир. А это значит развивает в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивает в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса творчества.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к творческой деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это — проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Вначале познание окружающего в творческой деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение. Например, чтобы нарисовать какую-то игрушку, дети должны произвести действия восприятия, затем действия анализа, вычленения формы, строения предмета, величины его частей, после этого применить те изобразительные движения, с помощью которых можно нарисовать игрушку. Умение проанализировать задачу и выбрать нужные для ее решения способы действия — важный компонент учебной деятельности.

Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимися представлениями о том, какие действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их. Контроль за соблюдением правильных способов действия — важный элемент учебной деятельности. Сформировать его можно постепенно, вначале показывая детям, как осуществить действия контроля, а затем обращая их внимание на необходимость контролировать процесс изображения.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи.

Таким образом, в процессе творческой деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.
Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.


Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. Люблинская А.А. – М.:, 1965. – 184с.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. / Лейтес Н.С – М.: Педагогика, 2000. – 218с.

Арановская Д. М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции: Автореф. канд. дис. М., 1944.

Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9.

Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком литературного произведения: Тезисы докладов на Всесоюзном съезде по дошкольному воспитанию. М., 1948.

Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. 1947. №11. Поступила в редакцию 15. 111 1995 г.

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.

Горлова Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия. // ИЯШ 2003г. – №5.- С. 11-17.