Смекни!
smekni.com

Сенсорное развитие детей раннего возраста 2 (стр. 8 из 15)

В шестом задании, как и в третьем, детям предлагались объекты красного и зеленого цвета. Между предъявлением об­разца и предметов для выбора была пауза в 15 с. Ребенку давали красный или зеленый брусок и предлагали внимательно рассмотреть и запомнить, так как игрушка будет спрятана и ее надо найти. После этого брусок прятали под стол. На столе заранее были приготовлены под листом белой бумаги красный и зеленый бруски. Через 15 с снимали лист бумаги с объектов, лежащих на столе, и спрашивали ребенка: «Где твоя игрушка? Какая от тебя пряталась?» Чтобы интерес ребенка не ослабевал, взрослый, после того как брусок был спрятан, продолжал разго­вор: «Убежала игрушка, спряталась, а сейчас снова покажется. Вот она!»

В седьмом и восьмом заданиях детям давали красный и зе­леный бруски. Вначале ребенку предлагался (как в третьем за­дании) выбор по образцу. Однако при этом вводились слова — названия цвета. Показывая красный брусок, поясняли: «Это

красный»,— затем давали зеленый брусок и тоже поясняли: «Это зеленый». После того как ребенок рассмотрел предметы, на­звания повторялись еще раз. Далее по предъявлению нагляд­ного и словесного образца ребенок находил такой же и давал его взрослому.

В восьмом задании ребенку снова предлагали красный и зеле­ный бруски, акцентировали еще раз его внимание на словах-на­званиях. Затем без показа образца, только по слову-названию, он находил красный (зеленый) предмет и давал его педагогу. В следующих двух заданиях менялся цвет объектов и исполь­зовались опредмеченные слова-названия. Показывая ребенку желтый брусок, говорили, что это лисичка. При показе оран­жевого бруска следовало пояснение, что это белочка. Затем взрослый показывал ребенку желтый или оранжевый брусок и предлагал найти такую же «лисичку» или «белочку» у себя (девятое задание).

В десятом задании использовалось опредмеченное слово-название без наличного образца. Ребенку давали желтый и оранжевый бруски. Еще раз обращали внимание на то, что желтый брусок - это лисичка, оранжевый - белочка. Затем предлагали показать, где белочка (лисичка), дать ее взрослому.

Во всех вариантах задания выбор по образцу предъявлялся детям по 4 раза. Для предотвращения выработки реакции на определенное месторасположение предмета обращалось внимание на то, чтобы объекты одного и того же цвета лежали в различных местах (если при первом предъявлении задания красный брусок лежал справа, то при повторном предъявлении он должен был находиться слева), не допускали в образце равномерного чередования объектов по цвету (если в первом случае ребенку показывали образец зеленого цвета, а во втором красного, то в третьем случае снова предъявляли красный предмет, в четвертом - зеленый). Такие приемы исключали стереотипные ответы, создавали ситуацию, в которой ребенок должен был все время сопоставлять цвет каждого предмета с цветом образца.

Задание считалось выполненным, если ребенок во всех 4 случаях решал его верно. Если он 1 раз ошибался и 3 раза давал правильные ответы, ему снова предоставлялась возможность выполнить задание 4 раза. Если при повторном предъявлении задания малышом допускалась одна или более ошибок, результат считался отрицательным.

Следующие задания предполагали элементарные конструктивные действия. Ребенок строил башенку из двух кубиков, воспроизводя заданное в образце расположение красного и желтого предметов. Задание давалось 4 раза, всякий раз по новому образцу (одному из двух возможных). При размещении материала взрослый стремился предупредить возможность случайного правильного решения задания, помещая тот объект, который должен лежать снизу, дальше от ребенка. Двенадцатым заданием предусматривалось чередование объектов по цвету. Педагог размещал 2 зеленых и 2 красных бруска «дорожкой», чередуя их по цвету: красный, зеленый, крас­ный, зеленый. Внимание ребенка фиксировалось на цвете пред­метов. Взяв руку малыша, взрослый дотрагивался ею до брус­ков, приговаривая: «Один, другой, один, другой». Разница в цвете подчеркивалась интонационно. Затем ребенку давали 2 крас­ных и 2 зеленых бруска и предлагали сделать такую же «дорож­ку». Задание повторялось 4 раза и считалось выполненным в том случае, если ребенок хоть один раз размещал предметы правильно.

Анализ выполнения заданий дает возможность охарактеризо­вать особенности ориентировки в цветовых свойствах предметов гей в возрасте от 1 г. 6 мес. до 3 лет. При решении задач разных типов дети обнаруживают различ­ный уровень ориентировки на цветовые свойства объектов. Наиболее доступными являются для них задания на группировку предметов идентичного цвета. Значительно хуже они ориентируются на цветовые свойства при выборе по образцу. Решение же самых элементарных конструктивных задач осуществляется без всякой ориентировки на сенсорные свойства предметов.

Правильное выполнение заданий на группировку, как правило, осуществляется за счет избирательного отношения к цвету. Ребенок группирует в процессе свободного манипулирования, отбирая предметы предпочитаемого цвета, а затем уже, чаще по прямому указанию взрослого, объединяет оставшиеся предметы другого цвета.

Задания на выбор по образцу успешно выполняются только теми детьми, которые систематически производят сопоставление цвета объектов с цветом образца. Такое сопоставление представляет для детей значительную трудность: одни в этом случае продолжают проявлять избирательное отношение к цвету, указывая всякий раз предмет одного и того же цвета, безотносительно к цвету образца; другие обнаруживают реакцию на место расположения предмета. Нередко после первого правильного выбора малыш «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию объектами.

При выполнении заданий конструктивного типа детям сложно осуществить одновременно ориентировку на два признака: пространственное расположение и цвет. Воспроизводя пространственное расположение, заданное в образце, дети, как правило, не обращают внимания на цвет объектов, а настойчивые указания взрослого приводят лишь к дезорганизации деятельности (ребенок начинает манипулировать предметами, вообще не ориентируясь на образец).

Изменение цветовой тональности объектов, с которыми действует ребенок (в тех пределах, в которых оно описано в приведенных заданиях), не имеет значения для ориентировки на

цвет. Это свидетельствует о высоком уровне цветоразличения у детей второго-третьего года жизни.

Пауза между показом образца и выбором объектов детьми, т. е. появление необходимости запомнить цвет образца, резко снижает успешность выполнения задания на выбор по образцу. Существенное значение в ориентировке на цветовые свойст­ва приобретают слова-названия; особенно эффективным оказы­вается «опредмечивание» цвета, обозначение таким образом того или иного предмета.

Восприятие цвета совершенствуется с возрастом. Это под­тверждается решением всех типов задач, требующих ориентиров­ки на цветовые свойства объектов. Наиболее ярко это демон­стрируют задачи на выбор по образцу без называния цвета: их почти не решают дети до 2 лет, решают примерно 1/4 детей в возрасте 2 г. - 2 г. 6 мес. и более чем 1/2 старше 2 лет 6 мес. С возрастом изменяется не только количество решенных каж­дым ребенком задач, но и сами способы их решения: предпочте­ние одного из цветов характерно в основном для детей более младшего возраста; дети же старшей подгруппы выполняют все задания, как правило, путем тщательного сличения объектов между собой и с образцом. Это приводит к успешному выпол­нению заданий на группировку и на выбор по образцу.

Если говорить об особенностях восприятия другого качества - формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. В первую очередь это проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Примеривание шара к квадратному отверстию является той пробой-ошибкой, которая позволяет ребенку перейти к проталкиванию предмета, в от­верстие соответствующей формы, соотнося их только зрительно. Особое значение в практической ориентировке детей ранне­го возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудни­чество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоя­тельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. Индивидуальное обучение малышей выполнению заданий на узнавание формы предметов возможно уже на первом году жизни.

При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принци­пы советской теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности. Советский педагог Н. П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно про­исходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3—4 г. у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5—6 цветовых тонах[29,115].