Характеристика разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, пейзаж, жанровая и историческая картина, портрет) дается для того, чтобы подчеркнуть, какие специфические особенности каждого жанра доступны пониманию дошкольников (сюжет, композиция, колорит). Картина раскрывает перед ребенком новое содержание, будит новые впечатления и ассоциации, развивает воображение. Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа.
Поисковые констатирующие опыты были проведены с детьми младших, средних и старших групп - выявлялось их умение высказать свое впечатление от картин (натюрморт "Сирень" П.П.Кончаловского и пейзаж "Зима" И.И.Шишкина) и дать им названия. Самые объемные высказывания по картине давали дети старшего и некоторые дети среднего дошкольного возраста. Именно эти результаты подсказали, что подготовительную работу надо вести с детьми пятого года жизни, тогда к старшей группе у них будет накоплен опыт общения с произведениями изобразительного искусства. Даже ознкомление с десятью картинами разного жанра привело к тому, что у детей развился интерес к произведениям искусства, они могли охарактеризовать героев, дать название картинам.
Экспериментальное обучение, проведенное с этими детьми в старшей группе, включало развитие умения видеть, понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное. Параллельно шла работа по обогащению речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами), развитию умений строить высказывание, используя предложения разных типов, соблюдая структуру.
Ко всем занятиям были подобраны фольклорные, литературные и музыкальные произведения, которые углубляли впечатления детей от рассматриваемой картины, заставляли их находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений.
Разработанная Савушкиной методика включала разные виды занятий: посещение музея, рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода "вхождения" в картину и словесного рисования, проведение выставок картин. Взаимосвязь разных видов искусств углубляла эмоциональное впечатление детей, развивала их чувства и образную речь. Высказывания детей характеризовались наличием четкой структуры, содержали разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения).
Экспериментальное обучение повлияло на умение детей высказываться об известных им жанрах связно и образно. Они не только могли составить рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, но и замечали настроение художника, переданные им чувства, соотносили содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.
Исследование выявило и такую чрезвычайно интересную особенность: ознакомление дошкольников с разными жанрами изобразительного искусства углубляет осознание ими разных типов связных высказываний. Во-первых, все испытуемые свободно определяли жанр ("это пейзаж, потому что здесь нарисована природа", "это натюрморт - здесь изображены цветы на столе"). А во-вторых, при рассматривании пейзажа и натюрморта дети составляли высказывание описательного типа, при рассматривании жанровой картины они придумывали сюжетный рассказ (или сказку). При этом находило место и высказывание типа рассуждения и контаминированные тексты, когда в ткань повествования включалось описание или рассуждение.
Был сделан вывод о том, что разработанная методика повлияла на точность словоупотребления, выбор и качество образных средств, используемых в сочинениях детей, на развитие образного мышления и речевую культуру в целом.
В исследовании Г.А. Куршевой вопросы развития словесного творчества рассматривались в контексте изучения мордовского фольклора. Автором использовались следующие методы: чтение произведений мордовского фольклора с последующим анализом содержания, идеи, выразительных средств; ознакомление с выразительностью народных произведений, повторением одной и той же темы в разных произведениях устного народного творчества (эрзянские и мокшанские параллели песен и сказок; использование произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания баллад и легенд; проведение национальных праздников в народных костюмах, использование в играх малых фольклорных форм (загадки, считалки, песенки); изучение родного (эрзянского языка).
Проведенная работа показала, что планомерное, систематическое использование фольклора в процессе развития речи детей, включающее ознакомление с особенностями жанров, соотнесение их с произведениями музыкального и изобразительного национального искусства положительно повлияли на развитие детского творчества.
В работе Л.В. Таниной “Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников” словесное творчество на основе восприятия литературных произведений является стержневым, при этом просматриваются линии взаимосвязи с изобразительной, музыкальной и особенно театральной деятельностью. В таком аспекте словесное творчество исследователями еще не рассматривалось, поэтому темой изучения стал вопрос взаимодействия разных видов художественной деятельности на основе развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы и стало выявление линий взаимодействия различных видов художественной деятельности и разработка методики обогащения детского творчества через восприятие произведений искусств (литературы, музыки, живописи).
Констатирующий эксперимент, выявляющий уровень словесного творчества старших дошкольников, их представления о разных видах художественной деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной) показал, что до обучения у большинства детей было сформировано умение придумывать связные тексты, композиционно их оформлять. Однако выявились и затруднения. Сюжеты многих детских сочинений были элементарны и громоздки, в них отсутствовало богатство фантазии. Проявилось также неумение соединять сказки, строить диалоги действующих лиц, изображать (драматизировать) литературные персонажи. Рисунки на тему о театре отличались бедностью, однообразием колорита. А представления о театре были нечеткими: дети не могли объяснить, кто ставит спектакль, какова роль представителей искусства (актеров, сценаристов, художников, музыкантов) в театре.
На всех этапах экспериментального обучения серьезное внимание уделялось развитию всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлению с художественной литературой.
На речевых занятиях большое значение придавалось развитию каждой стороны речи. В лексике углублялись представления детей о семантике новых слов и словосочетаний, давались задания на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов.
В совершенствовании грамматического строя речи в качестве основной задачи выступало формирование языковых обобщений, особое внимание уделялось работе над синтаксисом, и в первую очередь над интонационным синтаксисом.
В развитии связной речи на первый план выступала работа над структурой текста (композиционное оформление) и формированием разнообразных способов внутритекстовых связей между структурными частями высказывания.
Для занятий по ознакомлению с художественной литературой были отобраны произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносились тематически, по имени разных героев, или объединялись общими персонажами, но имели разные сюжеты и различное развитие действий (событий).
На каждом занятии по литературе детей знакомили с содержанием и художественной формой произведения, обращало их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, давали творческие задания. После чтения произведений дети отвечали на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями самих детей.
Затем дети выполняли творческие задания, направленные на:
– уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
– включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;
– выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;
– придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
– соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;
– подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
– драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
– развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;
– рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;
– соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.