Выделяют уровни способностей:
- репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
- творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.
Следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность невозможна без репродуктивной.
Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям. Практические способности предполагают склонность человека к конкретным, практическим действиям. Часто они сочетаются друг с другом. Одна и та же способность может быть разной по степени развития.
Высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности определяется как талант.
Гениальность – высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
По исследованиям И.П. Павлова человек может принадлежать к одному из трех типов: художественному, мыслительному, промежуточному типу, что определяет в значительной степени особенности его способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип; второй сигнальной системы – мыслительный тип; примерное равное их представительство – средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно - логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного – преобладание абстракций, логических построений.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одни из них могут быть более значительными, чем другие. В то же время у разных людей могут быть одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а своеобразным для каждого человека сочетанием способностей, характеризующим его как личность.
Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение деятельности.
Выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.
Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно–воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.
Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.
Общительность, коммуникабельность – это не только потребность в общении, но и чувство удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность. Коммуникабельность помогает развитию перцептивных способностей, таких как профессиональная зоркость и наблюдательность.
Способность наблюдать – сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличие интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.
Быть мастером – значит предугадывать ход педагогического процесса, т.е. владеть педагогическим чутьем. Такая способность может быть развита, однако ее формирование требует определенных усилий.
Кроме того, наряду с выделенными способностями, в литературе выделяют такие способности учителя, как
- способность к творчеству, или креативные способности,
- рефлексивно – аналитические способности, т.е. способность педагога анализировать и оценивать свою деятельность, определять положительные и отрицательные стороны своей деятельности, делать выводы и учитывать их при дальнейшей организации собственной деятельности;
- экспрессивно – речевые способности, т.е. способность ясно, четко, последовательно, логично излагать учебный материал, собственные мысли, рассуждения,
- эмоциональная устойчивость, предполагающая владение педагогом собственными эмоциями, переключение и настрой на работу,
- дидактические способности, т.е. способности к организации учебно – воспитательного процесса.
Таким образом, одной из составляющих профессионального мастерства, наряду с профессиональными знаниями и умениями, являются способности педагога, которые необходимо развивать в процессе всей педагогической деятельности. Педагог учится всю жизнь и постоянно повышать профессиональный уровень – это первостепенная задача учителя.
2. Знания и умения, необходимые для овладения
педагогической техникой
Педагогическая техника рассматривается как комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников.
Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Основой педагогической техники является профессиональные знания.
Сочетание умений и знаний педагога, их взаимосвязь способствуют гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Мастерство педагога – в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. А.С. Макаренко говорил: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас».
Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание.
Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания – комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза – решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов на основании законов формирования личности. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.
На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание – принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.
Можно выделить следующие профессиональные знания:
- знание своего предмета;
- знание психолого–педагогических дисциплин;
- знание методики обучения и воспитания;
- знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности.
Педагогические умения, способствующие овладению педагогической техникой можно условно разделить на две группы:
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:
- владение своим организмом (мимика, пантомимика);
- управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
- социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
- дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
- технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.
Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.
Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза – зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.
Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.
Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.
Жест педагога должен органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.
Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.