Смекни!
smekni.com

Формирование жизнеспособной личности школьника в воспитательной системе образовательного учрежде (стр. 7 из 9)

С.П. Богданчиков представляет нашему вниманию статью на тему «Духовность личности как предмет воспитания в русской этнопедагогике», где утверждает, что в российских школах реализуется формирование духовности учащихся, включая в понимание духовности «духовные ценности», «ценностные ориентации», «идеологические установки», «мировоззрение», «верование», говоря о том, что осуществляется посредством понимания и интерпретации духовных проблем учащихся не только и не столько как психологические, сколько в качестве социологических, акцентировку внимания на социальном содержании этих проблем; анализируя и способствуя решению духовных проблем учащихся из

37

неблагополучных семей, т.е. тех групп учащихся, духовность которых претерпевает наибольшие деформации; осуществление профилактики возникновения проблемных ситуаций [4; 50].

Н.П. Сенченков предлагает нашему вниманию программу по формированию политической культуры старшеклассников в условиях профильного лагеря, которую реализует Смоленский областной педагогический отряд «Крылатый», ежегодно проводящий профильные сборы творческих молодых людей. Педотряд разработал собственную программу формирования и развития индивидуальных способностей старшеклассников и молодежи, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа и народов мира. Эта программа направлена на решение задач гражданско-патриотического воспитания в условиях школы, детского, молодежного общественного объединения, клуба по месту жительства и загородного лагеря. Основными целями программы являются:

1) Создание необходимых предпосылок и условий для удовлетворения потребностей формирующейся личности в активной деятельности, получения необходимых знаний, формирования чувства психологической защищенности;

2) Предоставление каждому участнику программы возможностей самоутверждения в наиболее значимых и близких для него по духу сферах деятельности, где максимально раскрываются индивидуальные качества и способности;

3) Поиск возможных путей, способов и средств максимально полного раскрытия личности старшеклассника через проявление и развитие его индивидуальности;

38

4) Создание в профильном лагере специфического эмоционально – нравственного климата, стиля взаимоотношений с дальнейшим их перенесением в школу, клубы старшеклассников по месту жительства и молодежные центры.

Организаторы данного лагеря утверждают, что «как часть образовательной программы гражданско-патриотического воспитания, профильный лагерь может значительно повысить нравственно-правовой уровень молодежи, ее заинтересованность в результатах выборов, сформировать личностное отношение к социально-политическим проблемам в обществе» [21; 113].

Юревич А.В., изучая нравственное состояние современного российского общества, предлагает нам алгоритм формирования нравственности: «Во – первых, пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в современной России крайне искаженный характер. Во – вторых, возрождение институтов морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. В – третьих, в условиях характерного для современного российского общества дефицита внутренних нравственных регулятивов следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов. В – четвертых, декриминализация нашего общества, в том числе и его бытовой культуры».

Таким образом, анализ вышесказанного позволяет нам сделать вывод о том, что в современных школах в настоящее время реализуются программы по формированию различных свойств и качеств личности учащихся. Но чаще всего программы имеют одностороннюю направленность, что затрудняет процесс формирования комплексной характеристики жизнеспособности.

39

2.3. Модель воспитательной системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование жизнеспособной личности школьника.

На основе изучения педагогической литературы мы можем сформировать модель воспитательной системы, ориентированной на формирование жизнеспособной личности школьника.

Общеобразовательная школа выступает одним из основных институтов, осуществляющих процесс воспитания молодого поколения в полном его объеме. Воспитание проводится в течение всего периода обучения и среди всех возрастных групп школьников. В то же время каждая возрастная группа школьников имеет свои возрастные особенности, формы и средства воспитания.

Старшая возрастная группа школьников (9 - 11 классы) социально-возрастной группы молодежи. Ранее для школьной системы воспитания во всех возрастных группах была характерна авторитарная педагогика и объектный принцип воспитания, где ученики даже старших классов рассматривались только как объект воспитания, а не его полноправный субъект. Мало что изменилось в российской общеобразовательной школе и в настоящее время, поскольку кадровый корпус учителей остался прежним, значительно утратив при этом эффективность своих воспитательных воздействий.

Современную ситуацию в школе можно определить как ситуацию переходного периода, поскольку старые методы и формы уже не дают ожидаемых результатов, а новые формы воспитательных воздействий еще не разработаны в достаточной степени, не подготовлены кадры преподавателей, способных осуществлять педагогику сотрудничества, особенно в старших классах.

40

Данная модель воспитательной системы рассматривает школу как институт воспитания молодежи, призванный формировать личность молодого россиянина на первом уровне воспитательного процесса. Общеобразовательная школа во всех ее формах существования (спец. школы, лицеи, гимназии и т.п.) должна, прежде всего, реализовать гуманистические принципы, исходя из идеи равенства стартовых возможностей, единой идеологии, менталитета российского гражданина, единой российской культуры. Школа является тем институтом воспитания, где формируется патриотическое чувство причастности к большой и малой Родине, происходит становление гражданина российского общества.

Модель воспитательной системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование жизнеспособной личности школьника, состоит из двух уровней:

1. На первом уровне, который можно обозначить как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности, обусловливающие ее жизнеспособность. Российское общество быстро дифференцируется по отношению к собственности, источникам доходов и уровням благосостояния. Эта дифференциация будет продолжаться, пока не достигнет определенной константы. В таком обществе необходимо, с одной стороны, следование тем общественным идеалам, целям и ценностям, по поводу которых достигнуто демократическое согласие, а с другой стороны, для нарождающихся слоев и групп следует оставить возможность выбора более сложных, групповых, элитарных ценностей, а для системы воспитания - свободу экспериментирования. Синтез этих двух принципов позволит воспитывать основополагающие ценности и добродетели у всех детей и молодых людей с помощью всех имеющихся средств воспитания и в то же время будет

41

сохранять открытость системы воспитания, позволяя избежать очередного заблуждения и фанатизма.

Говоря конкретнее, стратегический (фундаментальный) уровень воспитательной системы школы обеспечивает целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, гражданского воспитания, освоения ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирует ценностный подход молодого человека к материальным и духовным явлениям жизни и культуры с мировоззренческих позиций, определенных идеологией воспитания. Система воспитания должна выделять прежде всего национальные ценности, помогая различать добро и зло во всех жизненных ситуациях. На это необходимо ориентировать все структуры системы воспитания не только как на стратегическую задачу, но и на ситуативном уровне, когда решаются насущные задачи воспитания в переходный период.

2. Второй уровень воспитательной системы нацелен на более узкие задачи в соответствии с требованиями к личности различных социальных слоев и групп общества. На этом уровне должна быть весьма значительна диверсификация воспитательных структур (институтов, учреждений, организаций и т. п.), вариативность содержания, форм и методов воспитания. Если на первом, базовом уровне в процессе воспитания формируются общие способности и гражданские качества личности, необходимые каждому молодому человеку, то на втором уровне формируются специальные способности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки и морально этические принципы в зависимости от принадлежности данной конкретной личности к той или иной социальной группе, согласно требованиям этой группы, ее традициям, ценностям, интересам и целям существования. Вариативность системы