Смекни!
smekni.com

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках технологии при изучении раздела (стр. 13 из 17)

Потом началось шествие самого флота, которым предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках. Везли ту колесницу две сирены.

Наконец, появилась громада — 88-пушечный корабль. Он имел три мачты и полное корабельное вооружение. Корабль этот везли шестнадцать лошадей, и восседал на нем сам государь Петр Великий в одежде флотско­го капитана и маневрировал кораблем, как на море, во время шествия.

За этим кораблем шествовала раззолоченная гондола Императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки. Свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.

Весь этот поезд замыкали настоящие ряженые, которые были одеты волками, журавлями, драконами, ослами, и другими животными. Сидели они в огромных длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы.

Такое пестрое и чудное шествие через Тверские ворота потянулось в Кремль, при пушечных выстрелах. А вечером были устроены великолеп­ный фейерверк и пиршество. Этот карнавал продолжался четыре дня, и все участвовавшие в нем особы по несколько раз меняли свои костюмы...».

б) У: - Далее, после празднества «Масленицы» следовали «Тёщины вечёрки», «Заловкины посиделки».

У: - Девочки, вызнаете, что это обозначает?

(Ответ учащихся: - нет)

У: - Конечно, подобные торжества были редкостью. Народ отмечал Масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и, названа, что русские люди в последнюю неделю перед Великим постом ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.

Шуточное изображение Масленицы возили по улицам. До этого брали огромные сани, в которые запрягали иногда до двенадцати лошадей (а иногда вместо лошадей запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты, а впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.

Борьба и кулачные бои издавна были во время Масленицы любимой народной потехой. А в некоторых губерниях в дни праздника парни непременно разыгрывали «штурм снежного городка», который так красочно запечатлел на своей картине русский художник В.Л.Суриков. Деревенские ребята строили из снега на реке целый город с башнями и двумя воротами, между которыми была сделана, прорубь. Все участники разделялись на две команды — конницу и пехоту. Конница осаждала город, а пехота его защищала. Не всегда конникам было легко прорвать оборону защитников, ведь те были тоже вооружены метлами, и тому подобным оружием. Если же все-таки конники прорывались сквозь ледяные ворота — это означало, что снежный городок взят. Победителей купали в проруби, после этого всех «ратоборцев» угощали вином.

Терские казаки наступление Масленицы встречали стрельбой из ружей, причем стреляли все и стар, и млад. В масленую неделю, если, зима была снежной, ездили кататься на санях, наряжаясь медведями. Ряженые могли заезжать в любой двор и брать все, что понравится. Везде были слышны шум, смех, веселье.

И, конечно, устраивались скачки. Разве казак не может похвастать своей удалью, погарцевать на лихом коне?! Во время таких скачек всадник сам должен был заработать себе приз — достать с земли деньги, кисет с табаком или кусок ситца: Все подарки специально для этой цели выделяли местные лавочники. Устраивали казаки и джигитовки — юноши на скачу­щих во весь опор конях показывали свою удаль и мастерство.

У дворов зажиточных казаков ставили столы, на собранные в складчину деньги покупали быков, готовили угощение, приносили вино. Здесь гуляли «сотнями», зачастую зазывая всех прохожих.

Известно, что уже в 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Петр I в присутствии иностранных гостей открыл праздник красивым зрелищем. В парадном мундире он ехал по сугробам на «корабле», запряженном шестнадцатью лошадьми. Следом на санях ехали другие «корабли». Палили пушки

в) У: - Так же в старину у каждого дня недели было своё имя.

У: - Девочки, скажите, пожалуйста, вы знаете какие названия были у каждого дня недели?

(Ответ учащихся)

У: - Все дни недели имели свои названия.(совместный рассказ учителя и ученика)

первый день — понедельник-встреча Масленицы. Степенный народ встречу масленицы начиная с по­сещения родных. Повсюду сооружались горки, балаганы, столы с лакомс­твами. Дети ходили по домам ватагами и кричали: «подайте на масленицу, на Великий пост редьки!» Из домов приносили всякое тряпье, из которого позднее делали костер, добавив хвороста.

Второй день — вторник — «заигрыши». Молодицы приглашали всех покататься на санках, поесть блинов. Румяные блины были символом праздника весны, Солнца, они символизировали образ Солнца. «Без блина — не масленица» — эта старинная поговорка записана в словаре В. Даля, великий знаток русского языка не нашел более веского аргумента, объясняя, что такое блин.

Третий день — среда — «лакомка», «сладкоежка», в этот день лакомились блинами, на «лакомки» тещи приглашали своих зятьев на блины, а для забавы над любимым зятем созывали всех своих родных, в некоторых местностях тещи, помимо блинов, пекли для зятьев еще оладьи, а творожники, кстати, оладьи появились при Иване Грозном, когда наладились торговые отношения между русскими и греками. Этот пышный, жирный блинчик — действительно праздничное угощение, ибо не всякий день русские могли себе позволить жарить лепешки на греческом оливковом масле, жмых от этого масла по-гречески — «эладион» вот от «оливок» и «эладиона» и произошли оладьи.

В «широкий четверг» наминался масленичный разгул: катание на санях по улицам, различные, обряды и кулачные бои. В некоторых местах с четверга начинали петь «коляду», люди ходили по домам с бубнами, балалайками, рожками, поздравляя с праздником. За это их угощали, награж­дали деньгами, поили пивом.

В «широкий четверг» было принято водить хороводы, петь частушки.

Пятый день — пятница — «тещины вечерки». Говаривали: «Хоть тещи­ны блинки сладки, да тещ угощают на масленую зятьки».

Шестой день — суббота — «Заловкины посиделки», молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала своих замужних подруг, приглашала замужнюю родню и развозила гостей по золовкам. Суббота же объявлялась «родительской» — этот день символизировал поминовение родителей, хозяев зимы. Когда возвращались с кладбищ, то блинами закармливали и скот, чтоб скотина велась, не переводилась.

Седьмой день — воскресенье — «Прощеный день», «проводы», «целов-ник». В этот день дети должны были слепить снежную бабу, усадить ее в санки и скатить с горы, все от мала до велика, просили друг у друга прощенья: «Прости! сыми с меня вину», «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня грешного на великий пост!» Родные обязательно, приходили в этот день к старшему в роду, прощение домашние просили после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, которые им доставили. Поклоны и мольбы не считались унизительными — важно было получить прощение, возобновить самые близкие и сердечные отношения. На масленицу было принято угольки от костров разносить по дворам и класть в свои печки. Считалось, что огонек с праздника масленицы должен «гореть» до следующего прихода весны.

Вечером сжигали «Масленицу».

3. Обсуждение рецептуры блинов

а) У: - Девочки, как вы думаете, что является главным символом «Масленицы»?

(Ответ учащихся: - Блины)

У: - Совершенно верно. Блины на масленице главное угощение. А знаете ли вы как раньше пекли блины?

(Ответ учащихся: - нет.)

У:- Каждая хозяйка старалась угостить домочадцев на славу. И главным блюдом были, конечно, блины. Пекли их, как правило, из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: ячменная, пшеничная, овсяная, гречишная и даже гороховая. Сегодня мы обычно используем пшеничную, а между тем, истинно русские блины – из гречишной муки. Блины ели с растопленным сливочным маслом, со сметаной, творогом, крутыми и мелко нарезанными яйцами, икрой красной и чёрной икрой, всякой солёной рыбой – сёмгой, лососиной, севрюгой, белугой, селёдкой. Только мяса нельзя было, есть на масленицу.

Как говориться, печь блины – дело не хитрое, и всё же несколько советов окажутся не лишними.

1. Сковороды лучше брать чугунные. Важно, чтобы они были абсолютно чистыми. Для этого их прокаливают: дно посыпают солью, а затем протирают сухой тряпкой. После такой обработки блины не пригорают и легко снимаются.

2. Перед тем как вылить тесто на раскалённую сковороду, её смазывают салом или растительным маслом. В качестве помазка можно использовать половину картофелины.

3. Тесто лучше выливать на сковороду половником, в котором бы помещалась только одна порция для блина.

4. Блинное тесто должно иметь консистенцию густой сметаны. Тогда блины получатся тонкими и узорчатыми.

У: - Ребята, расскажите нам, может у вас есть свой рецепт блинов, семейный.

(Фронтальный опрос учащихся о семейном рецепте блинов)

У: - Я вам предлагаю вот такой рецепт блинов:

• 1-2 стакана муки

• 3 яйца

• 1 стакан молока

• 1 ст. ложка растительного масла

• 200 г шпината или щавеля (начинка может быть различной)

• 200 г творога

• 50 г тертого твердого сыра

• 100 г сливочного масла

• мускатный орех тертый

• черный молотый перец

• соль

1.Для приготовления блинчиков соедини муку и соль, сделай углубление в центре, вбей 2 яйца и влей расти­тельное масло и молоко. Перемешивай до образования однородной массы, затем подмешай 1/3 стакана воды.

2. Выпекай блины.