Характер деловых отношений в обществе любителей — либеральные, то есть отличающиеся высокой степенью свободы и независимости, социальная роль взрослого — компетентный специалист.
Рамкой для существования такого объединения (организации) становится изменение характера ситуации: как только любительство начинает приносить доход, а отношение преобразуется от хобби к профессии, общество любителей становится фирмой. Существует немало общественных организаций, находящихся на грани любительства и профессионализма.
Вторая форма детских общественных организаций — «группа добровольцев».Добровольцами или волонтерами называют лиц, добровольно оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся. Слово «volontaire» пришло из французского языка, где обозначало человека, который по собственному желанию (на добровольной основе) был причислен к войску, получал содержание, но официально на службу не вступал, то есть мог покинуть воинское расположение, оставаясь вольнослужащим.
В общественных организациях взрослых аналогом групп добровольцев являются общественно-политические объединения (партии, политические блоки, движения). Обращение к словарям дает возможность увидеть интересующие нас характеристики через трактовку понятия «партия». В словарях слову «партия» дается такое толкование: «сторонники, сторона, общество, защитники, одномышленники, соумышленники, собраты, товарищи по мнениям, убежденьям, стремленьям своим; союз одних лиц против других, у коих иные побуждения..» (В.И. Даль), «политическая организация, представляющая социальные и экономические интересы, цели какой-либо социальной группы, обладающая общностью политических идей».
Провозглашаемая миссия и индивидуальная мотивация. Как указывали В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский, члены «группы добровольцев» («миссионеры в терминах авторов) достаточно часто преобладают в заблуждении относительно своих целей. Этому способствуют любые обстоятельства, кроме тех, когда ситуация не предполагает выбора морального свойства. В этом же случае объявленная цель отодвигается на второй план, причем происходит это автоматически, вследствие реализации нравственных установок участников события. Причина существования таких групп, по мнению В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского, состоит в том, что существует немало людей, для которых нравственная характеристика окружения более значима, нежели многие другие моменты. Такая группа очень бдительно следит за нравственным качеством своего состава. Реализуя при этом соответствующие критерии членства, как правило, не объявленные, а принимаемые молчаливо как разумеющиеся. Группа то и дело ставит того или иного участника перед выбором либо соответствия его суждений и поступков неким моральным нормам, либо ухода из группы. Параллельно среди участников группы происходит селекция. Главная задача такой группы — глубоко внутренняя, личностная. Но так как она в реальной, «вещной» деятельности в явном виде не просматривается, а также, поскольку для реализации ее насущно необходимы дела, имеющие внешнюю направленность, можно условно считать такие группы внешненаправленными. За счет сплоченности и чувства ответственности членов группы друг перед другом она достигает порой весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. И все же главное в такой группе — ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность, искренность.
Функции воспитания детей и подростков:
— ориентация на ценности совместной созидательной общественно-полезной деятельности;
— самоопределение в качестве общественного деятеля, участника общественно-политических процессов;
— освоение организаторской деятельности, элементов социального творчества.
Событиями в жизни групп добровольцев являются социальные акции. Под социальной акцией следует понимать единичное общественно полезное и рассчитанное на общественный резонанс действие. Образование в группах добровольцев представлено тренингами. Одной из черт группы добровольцев может быть экспериментирование, поиски информации, выдвижение гипотез и проверка их состоятельности. Здесь разрабатываются программы деятельности, проекты, сценарии.
Характерной чертой групп добровольцев, в которых преобладают старшие подростки, является потребность в совместной рефлексии экзистенциальных ценностей. Причем материалом для ценностного диалога о смыслах существования может стать как объединяющая деятельность (спектакль, книга, исторический факт), так и события повседневной жизни, поступки товарищей, газетная статья. Групповая рефлексия носит исповедальный характер. Важным элементом корпоративной культуры группы добровольцев является совокупность взглядов и идей о преобразовании окружающего мира.
Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров — вождей, тех, кто отражает, выражает и защищает идейные ценности группы.
В полной мере данную форму отражает Общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов». Главную задачу эта организация видит в «содействии условиям для самовыражения детей и подростков, защиты их прав и интересов через средства массовой коммуникации». Представители Лиги юных журналистов участвуют в фестивалях и конкурсах детских кино-теле-видеопрограмм, конкурсах детского и юношеского радио, прессы, телекоммуникационных олимпиадах юных журналистов, информационных форумах, организует работу молодежных пресс-центров на различных спортивных мероприятиях.
Примером этой формы может служить также Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» («ДИМСИ»). «ДИМСИ» является инициатором акций социальной помощи различным категориям нуждающимся, развития волонтерского движения, в основе идеологии организации — добровольческое служение молодежи в гражданском обществе. Данная организация видит свою миссию в том, чтобы содействовать:
— разработке и реализации эффективной государственной молодежной политики, совершенствованию законодательной деятельности по проблемам молодежи;
— усилению роли молодежи в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития России;
— обеспечению прав молодежи на достойное место в жизни страны и достойную жизнь, использованию творческого потенциала российской молодежи в интересах России и мирового сообщества».
Третью форму мы отважились выделить, когда попытались осмыслить деятельность таких общественных организаций как Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» и Межрегиональная детско-юношеская общественная организация содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей».
Назвали мы эту разновидность детских общественных организаций — «отряд». Такое наименование связано с тем, что с одной стороны, явно проявляется военизированная стилистика таких объединений, а с другой в реалии жизнедеятельность таких организаций в большей степени лежит игра, имитация.
Провозглашаемая миссия и индивидуальный мотив. В таких объединениях цель всего объединения и цели каждого участника существенно расходятся. Для значительного числа подростков приход в отряд — испытание себя, самоутверждение, самореализация в ситуациях преодоления трудностей. А вот общие цели выглядят достаточно педагогизированными, например, «создание организации как воспитательной среды для развития достойного гражданина своей страны на основе скаутских ценностей». Или еще цитата: «С самого начала своей деятельности Российская Скаутская Организация избрала для себя достойным ориентиром общечеловеческие ценности, такие как сознательное служение людям, этическое и духовное совершенствование, забота об окружающей среде, уважение каждого человека в отдельности и самоуважение».
Функции воспитания подростков в общественных организациях (форма «отряд») могут быть названы следующие:
— ориентация на ценности самоутверждения, самосовершенствования, совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний;
— самоопределение в качестве человека, способного к саморегуляции, способного справляться с трудностями;
— освоение различных практических умений выживания, регуляции собственных психологических состояний.
Вообще для этой формы характерны инициации (испытание и посвящение в новый, более высокий социальный статус). Ведущим способом бытия отряда является инициация — специфическая форма продвижение в социальном статусе за счет испытания и посвящения в новый статус. Участники объединения в наибольшей степени включены в такие сферы жизнедеятельности как игра, спорт, познание, предметно-практическая деятельность. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, парад, марш-бросок.
Правила и этикет в условиях данной формы детской общественной организации определяются военизированной игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются командиры и курсанты. Деловые отношения построены на авторитете педагогов, которые выступают в качестве компетентных специалистов, мастеров.
Отношение к обучению достаточно серьезное, нередко занятия связаны с определенным риском: обращение с оружием, преодоление опасностей, отсюда высока регламентированность обучения: четкий учебный план, наличие обязательных занятий, строгое расписание. В содержание обучения может, как уже указывалось, входить допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам спорта. Среди методов обучения доминируют объяснительно-иллюстративный и учебная практика. Специфика просвещения состоит в том, что оно организуется в соответствии с государственными праздниками. Для отрядной формы детско-подростковых общественных объединений важное место занимает самосовершенствование подростков в соответствии с идеалом.