Повышение эффективности школы С. Френе связывает с перестройкой всей системы обучения и воспитания школьников. Но при этом, по его мнению, не следует повторять сложившихся в педагогике истин о том, что обучение должно быть занимательным и в игре дети становятся более активными. По С. Френе, педагогика игры стремится разделить жизнь и поведение человека на две зоны. Первая зона — зона серьезных дел, творчества и созидания включает в себя большинство практических действий, прежде всего все виды труда, а также связанные с ним многочисленные и зачастую тяжелые обязанности человека. Вторая зона помогает людям расслабиться и отдохнуть, снять напряжение. Это зона развлечений и игр. В подобном разделении жизни на две противоположные зоны, одна из которых требует усилий, жертв, страданий, а другая — полна радостного возбуждения и наслаждения, он видит причину тех просчетов школьной работы, которые имеют место в ее современной практике.
С. Френе говорит о необходимости осуществления операции, позволившей изменить характер школьного процесса. В основе такой операции должна лежать не занимательность в обучении, так как школьники, отдаваясь игре, стремятся всю жизнь превратить в игру; не чувствуя тяги к труду, они охотно занимаются всем, чем угодно, лишь бы уйти от реальности. Гуманизация учебного процесса, по его мнению, состоит в том, чтобы с восхищением относиться к содержательному труду ребенка, не мерить его результаты мерками взрослых, направляя по правильному пути, не лишать энтузиазма и энергии, важно выбрать полезные и эффективные виды труда, доступные школьникам. При этом необходимо заботиться о том, чтобы каждый школьник видел результаты своего труда и мог гордиться ими в среде сверстников.
Вместе с тем гуманизацию обучения и воспитания С. Френе не связывал с попустительством и анархией, с отсутствием требовательности и дисциплины.
Определяя пути перестройки школы на гуманистических принципах, С. Френе большую роль отводил атмосфере, характеру отношений между учителем и его учениками. В основе этих отношений он видел их сотрудничество. Он призывает и учителей, и родителей относиться к своим детям по-человечески.
Перед школой должны стоять не узкошкольные, а общечеловеческие проблемы. Решение этих проблем способствовало бы формированию настоящих людей, достойных граждан, способных активно противостоять проявлению авторитаризма, посягающего на их достоинство, граждан, требующих уважения своих прав в рамках сотрудничества и справедливости. С. Френе сетовал на то, что традиционная школа приучает детей подчиняться и молчать, механически повторять то, чему их учат, и во всем: полагаться на учебник и слово учителя. Он глубоко убежден в том, что на смену неограниченной власти учителя должны прийти совместные действия в целях повышения общей культуры и формирования человека завтрашнего дня, способного воспринять во всей глобальной сложности мир космической эры.
3. Схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Центральный тезис концепции Френе сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создать и широко использовать новые материальные средства обучения и воспитания.
Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография. Именно с нее начал Френе свои эксперименты, и долгое время типографская машина являлась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по его методам. Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.
Школьная типография и свободные тексты являются, по мысли Френе, наиболее ярким символом Новой школы, практическим воплощением идей активизации учебно-воспитательного процесса при постоянном изучении личности ребенка, его стремлений и интересов. И в этом смысле свободный текст — не только учебное упражнение, а прежде всего важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной среды. Вместе с тем это совершенно новая, оригинальная концепция обучения родному языку. Традиционные методы, утверждал Френе, вынуждают детей имитировать речь взрослых, а беспрерывные однообразные упражнения на применение многочисленных грамматических правил способны вызвать подлинное отвращение. Свободные тексты, напротив, возвращают в школу родной язык как живое средство общения.
Френе был принципиальным противником систематического использования учебников,особенно в начальной школе. По его мнению, учебники исключают возможность индивидуализации обучения, подавляют органические интересы ребенка, навязывают непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово.
Ученик должен иметь в своем распоряжении материал, с помощью которого он мог бы систематически приобретать новые знания. Этой цели должны служить особые карточки, каждая из которых содержит либо какую-то часть учебного материала по тому или иному предмету, либо конкретное задание: текст для грамматического упражнения, арифметическую задачу, вопросы по истории, географии и т.п. Нумерованные карточки систематизируются по предметам или по комплексным темам и располагаются в специальных картотеках. Каждый учащийся с помощью учителя составляет для себя определенный набор карточек для занятий.
Содержание учебных карточек систематически пересматривается. Например, по какой-то теме карточка была составлена несколько лет назад, а за это время произошли изменения, появились новые сведения, а порой и новые оценки. В таком случае учитель может поручить группе старшеклассников составить новую карточку. Это считается весьма почетным заданием — дети выступают в роли авторов учебного пособия.
Система Френе предусматривает четкое планирование учебного процесса. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса. В нем содержится перечень тем по учебным предметам, подлежащим изучению согласно государственным программам для начальных школ. В соответствии с этим каждый учащийся составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные виды его работы. Составлению индивидуальных планов Френе придавал огромное значение, считая, что при такой системе каждый учащийся ясно понимает стоящие перед ним конкретные задачи, учится самостоятельно распоряжаться своим временем; у него повышается чувство личной ответственности.
Систему оценок Френе называл одной из самых отрицательных сторон практики традиционной школы. По его мнению, оценки не только не служат надежным критерием интеллектуальных потенций ребенка, но и не отражают сколько-нибудь адекватно подлинного качества знаний. Оценки выставляются учителем бесконтрольно, поэтому трудно избежать случайностей, ошибок, а порой и пристрастного отношения, произвола. Поскольку в традиционной школе оценка является главным показателем успехов учеников, то это толкает их к обману, к показным усилиям, вызывает нездоровое соперничество, развивает тщеславие, стимулирует крайне индивидуалистические тенденции.
Здесь Френе затрагивал одну из самых устойчивых традиций французской школы. Действовала система так называемой классификации, т.е. установление порядкового места ученика в соответствии с его учебными успехами. Первый, третий, седьмой — подобные своеобразные звания присваивались каждому учащемуся.
Уделяя первостепенное внимание проблемам нравственного, гражданского воспитания, Френе заявлял, что именно в этой области назрела необходимость наиболее глубоких и серьезных перемен.
Крайне резкие возражения вызывает у Френе так называемый словесный методнравственного воспитания. По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись к своим товарищам, уважай учителя и т.п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни. Более того, формальное усвоение нравственных правил даже опасно, ибо создает впечатление, что отныне уже не нужно никакого особого усилия, чтобы руководствоваться ими в своем поведении. Подлинно нравственному поведению может научить только сама жизнь, т.е. конкретный опыт ребенка.
Исключительно важные воспитательные функции возлагались на самоуправление учащихся. В школе, работающей по методам Френе, создается так называемый школьный кооператив, членами которого являются все учащиеся. Во главе кооператива стоит совет, куда входят несколько учеников и учитель. Под контролем совета находятся хозяйственная деятельность школы и работа по самообслуживанию. Наконец, совет является дисциплинарной инстанцией, рассматривает случаи нарушения порядка в школе, заслушивает провинившихся учеников, разбирает конфликты между ними, решает вопрос о поощрениях и наказаниях.
В совете кооператива обеспечивается полная свобода слова, решения принимаются путем голосования. Правда, учитель имеет право «вето», но рекомендуется, чтобы он пользовался им как можно реже. Состав совета ежегодно обновляется.
Френе указывал на недопустимость такой организации школьного самоуправления, когда одни учащиеся привыкают всегда видеть себя руководителями, а другие смиряются с ролью простых исполнителей. Нельзя также допускать, чтобы из среды учащихся выделялась группа «надзирателей», которая под предлогом наблюдения за порядком могла бы дать волю своему властолюбию.