ЭПИТЕТ КАК ВИД ТРОПА:
ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Содержание
Ведение: Предмет и задачи исследования. Психолого-педагогический аспект
ГЛАВА 1. Эпитеты и их стилистическая роль в художественном тексте ……………………………………..
1.1. Понятие о художественно-изобразительных средствах языка (тропах) в литературоведении и языкознании …………………………………..
1.2. Лексико-грамматические классы слов в роли эпитетов........................
1.3. Употребление эпитетов в Фольклорных произведениях устного народного творчества ……………………………
1.4. Употребление эпитетов в поэтическом языке Мирры Лохвицкой …………………………………………
1.5. Употребление эпитетов в поэтическом языке Сергея Есенина………
ГЛАВА II. Методика изучения эпитетов в средней школе……………
2.1. Анализ действующих школьных учебников и программ по русскому языку с точки зрения отражения в них эпитетов…………………………………
2.2. Сложившаяся методика изучения эпитетов на уроках грамматики…
2.3. Работа с эпитетами на уроках развития речи ………………………
2.4. Конспекты уроков……………………………………………………
2.5. Дидактический материал для упражнений по развитию речи ………
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Едва ребенок появляется на свет, он уже чутко реагирует на интонацию: улыбается на ласковую, плачет на раздраженную, грубую. Потом малыш научится понимать слова, произносить их, складывать предложения, фразы, а затем и целые рассказы. Позднее ребенок поймет сам или кто-нибудь объяснит ему, для чего же человеку нужна речь - для общения. От того, как ребенок овладеет речью и культурой речевого общения, зависит многое - то, как он будет общаться со сверстниками и со взрослыми.
Ребенка с первых дней пребывания в школе учат не только писать и считать, но и владеть своей речью, использовать яркие, образные слова и выражения.
Выдающиеся воспитатели прошлого - И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, А.С.Макаренко- утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха обучения и воспитания является культура речевого общения. Педагогу, не умеющему ярко, образно говорить, труднее научить учащихся образной речи.
С помощью совершенствования речи можно научить понимать прекрасное. Например, при описании картин. Или когда учитель приносит на урок простой цветок одуванчика и просит рассмотреть его, сравнить с чем-нибудь (например: облаком, снежинками и т.д.).
С помощью учителя учащиеся смогут не только увидеть мир, но и описать свои впечатления. Вдохновение учителя передается ученику и неизменно побуждает к творчеству.
К.Паустовский, вспоминая о своём детстве, писал: "...Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и всё нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни". А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: "Я с утончённой чувствительностью искал красивых пейзажей, исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, игравшим на моей душе".
Следует обратить внимание на то, каким ярким, образным языком описывают писатели свои детские впечатления. Учителя должны учить детей подобному умению передать свои чувства, мысли.
Если система воспитания желает быть здравой и устойчивой, она должна быть изначально ориентирована на человека.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из направлений обновления содержания педагогического процесса.
Современный учитель - словесник может приобщить учеников к русской художественной литературе. Русская культура позволяет привить учащимся нравственный, эстетический иммунитет.
Ныне реально встал вопрос о самом существовании русской цивилизации, в руках учителя будущее нации.
Без знания основ русской народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия- многонациональное государство.
Учитель видит в некоторых средствах массовой информации откровенно враждебное отношение к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку.
Попытки через средства массовой информации изуродовать одно из высочайших сокровищ - русский язык. Достаточно прочитать газетную фразу типа: "Эксклюзивное интервью о ноу-хау в маркетинге дал дистрибьютер префектуры при мэрии Москвы".
Невольно вспоминаются проникновенные слова И.С.Тургенева: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбе моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома".
Таким образом, перед учителем стоит важнейшая задача - обучать ребенка яркому, образному русскому языку. С помощью языка прививается интерес к истории страны, к будущей профессии, к жизни.
Изучение эпитетов как изобразительных средств языка занимает большое место в лингвистике.
Эпитеты получили широкое распространение во многих стилях. Они встречаются и в разговорной речи, и в языке художественной литературы, особенно в поэзии.
Материалом для дипломной работы послужили тексты устного народного творчества, поэзия М.Лохвицкой и С.Есенина. В текстах нашли свое отражение все типы изобразительных средств языка, особенно эпитетов, которые и являются объектом нашего изучения.
1. Актуальность работы определяется прежде всего возросшим интересом лингвистики к изучению коммуникативно-прагматических функций языка, что неизбежно требует специального обращения к тексту и обязательно к эпитетам.
Цели дипломной работы:
1. Рассмотреть образные средства языка, выполняющие стилистическую роль в художественном произведении.
2. Усовершенствовать методику изучения эпитетов в средней общеобразовательной школе.
Основные цели определили конкретные
II. Задачи исследования по русскому языку и методике преподавания русского языка
1) дать толкование термина "эпитет" в литературоведении и языкознании;
2)отметить лексико-грамматические классы слов в роли эпитетов;
3)проанализировать функционирование эпитетов в произведениях устного народного творчества и поэтических текстах;
4)показать изучение эпитетов в средней школе с точки зрения существующих программ и учебников, а также методики преподавания русского языка.
III. Теоретическая и практическая значимость работы
а) состоит в уточнении системы эпитетов, более детальном их изучении как стилистического средства в художественном тексте; б)результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка и литературы в средней школе.
IV. Методы исследования: в качестве основных были использованы описательный метод, заключающий наблюдения, сопоставления, обобщения и методы контекстуального анализа.
ГЛАВА 1. ЭПИТЕТЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.
1.1. Понятие о художественно-изобразительных средствах языка (тропах) в литературоведении.
В широком смысле слова - эпитету - это определение, в которое вкладывается смысл понятия "художественный образ". "Это называемый признак, сопутствующий какому-нибудь слову" (см.23,с 222), т.е. в простейшей форме это прилагательное при существительном.
Обратимся к дефинициям толковых словарей: "Эпитет -образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например: синее море, златы кудри). Нелестный эпитет (переносное; о неодобрительной характеристике кого-чего-нибудь) (см. 18,с 899).
Принято считать, что эпитет - это литературоведческий термин. Л.И.Тимофеев отмечает, что троп представляет собой употребление слова в переносном значении, т.е. выделение вторичных его признаков для характеристики какого-либо явления.
Иначе говоря, троп есть сочетание слов, образующее новое значение, благодаря перенесению одного из вторичных признаков слова на другое слово.
Язык наш вообще насыщен тропами. Говоря опешить или ошеломить, мы не думаем о том состоянии, которое когда-то было действительно присуще человеку, оказавшемуся в трудном положении из-за того, что он потерял коня или получил удар по шлему: слова "разлука" не связано у нас с представлением о двух разошедшихся в противоположные стороны концах лука; слово "лукавый" не вызывает у нас представлений о кривизне лука.
Сами по себе тропы - явление языка, и могут быть встречены в любой области языковой деятельности, но именно в литературе они в особенности существенны, так как становятся чрезвычайно гибким средством индивидуализации изображения жизни.
В самом деле, так как троп выделяет чрезвычайной отчетливостью какой-либо один определенный признак явления, то, наряду с познавательным своим значением он дает писателю еще очень существенное средство для того, чтобы во-первых, индивидуализировать явление, а во-вторых, дать ему субъективную оценку (см 23 с 220).
О языке троп имеет, следовательно три основные задачи: познавательную, индивидуализирующую и субъективно-оценочную.
Поэтому именно в художественной литературе тропы, в особенности эпитеты, распространены и чаще всего встречаются. Именно поэтому-то и говорят о языке художественной литературы как о языке образном, что в нем так часты' художественно-изобразительные средства.
Как уже отмечалось, в широком смысле эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее и т.д. какое-либо понятие. В этом смысле эпитетом является любое прилагательное.
У нас до сих пор часто пытаются отделить понятие эпитета ("художественное определение") от понятия определяющего слова по тем соображениям, что эпитет - художественное определение, т.е. красочное, образное и т.п., тогда как простое определяющее слово этой художественности не несет. С этой точки зрения в выражении "деревянные часы" перед нами не эпитет, а определение, а в выражении "роковые часы" - не определение, а эпитет. Эпитет есть слово или предложение, примененное к существительному или к его эквиваленту для того, чтобы подчеркнуть в изображенном явлении какое-нибудь его отличительное свойство, индивидуальное или родовое.