Игры с элементами агрессии существовали всегда, но современные дети играют в них все чаще. Причины возникновения таких игр могут быть разными, они “пересекаются” с причинами детской агрессивности в целом. Можно выделить внешние и внутренние причины агрессивности.
Внешние причины агрессивности
Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.
Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.
Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей-дошкольников не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.
Внутренние причины агрессивности
· Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
· Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
· Высокая тревожность, ощущение отверженности.
· Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
· Стремление привлечь внимание взрослых.
Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно.
Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?
Примерные критерии агрессивности дошкольников.
· часто теряют контроль над собой;
· часто спорят и ссорятся с окружающими;
· отказываются выполнять просьбы взрослых;
· намеренно вызывают у других чувство раздражения;
· обвиняют других в своих ошибках;
· могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
· часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
· долго помнят обиду, стремясь отомстить;
· мнительны и раздражительны.
Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.
Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, вернемся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением. Чтобы было понятнее, приведу примеры из книги Татьяны Ломтевой “Большие игры маленьких детей”.
Пример 1
Рома и Лена в детском саду увлечены такой игрой: Лена забирается в игрушечный домик из ткани, а Рома начинает пинать его стены ногами, бросать сверху игрушки и прочими подручными средствами разрушать дом. Лена начинает кричать: “Спасите, я умираю!” - и делает вид, что умерла, когда ее домик достаточно завален игрушками. Дети повторяют эту игру несколько раз. Затем появляется новый поворот сюжета: когда домик завален игрушками, Рома из агрессора, разрушающего постройку, вдруг превращается в героя. Он кричит: “Не бойся, я тебя спасу!”, затем начинает разгребать игрушки, раскидывая их в разные стороны, и вытягивает Лену за руки наружу. Радостная Лена бросается ему на шею и говорит, что теперь согласна выйти за него замуж.
Очевидно, первоначальный сюжет игры возник у детей после страшных событий – взрыва террористами жилых домов. О таких пугающих фактах дети узнают из теленовостей, из разговора взрослых. Увиденное или услышанное вызывает у детей тревожные фантазии, неуверенность в собственной безопасности. Детям необходимо проработать новую информацию, справиться с тревогой, добиться ощущения, что они контролируют ситуацию. И добиваются этого они посредством игры.
Сначала они воспроизводят в игровом сюжете только те внешние аспекты страшного события, которые они восприняли в силу своего возраста. Поэтому поначалу их игра проста и жестока: человек в домике, другой человек разрушает этот дом, и первый погибает. Особенность этой игры: она сюжетная, со слаженными действиями партнеров; происходит отработка социальных стереотипов поведения (мужской активности и женской пассивности); после проигрывания тревожащих детей фантазий, они смогли внести в игру новое содержание; дети нашли возможность счастливого разрешения жестокого события и дальнейшего развития жизни.
Таким образом оказывается, что мальчик был взволнован информацией о теракте, при этом он заметил, что средства массовой информации делают акцент на половых аспектах (среди пострадавших чаще показывают детей и женщин, а среди подозреваемых и пойманных преступников – мужчин), что он захотел примерить на себя роль агрессора (менее страшную, чем роль жертвы), что освоив эту роль, он захотел ее изменить. Хорошо, что мальчик имел возможность свободно довести игровое действие до своего собственного логического конца, хотя наблюдающие за игрой взрослые не могли не содрогнуться. Похожую природу имеют и игры в войну.
Пример 2
Шестилетний Коля играет со своими маленькими игрушечными собачками. Он берет самого крупного пса – бульдога, и начинает рычать, бить по фигуркам других собак, выкрикивая оскорбления и угрозы. Зашедшая в комнату мама была неприятно удивлена словами сына и попыталась его вразумить. Однако сын продолжал ругаться, употребляя выражения, заимствованные из фильмов-боевиков. Тогда мама стала расспрашивать сына, кто он и почему так не любит других собак. Коля включился в разговор и между действиями с фигурками стал объяснять, что бульдог – самый сильный, поэтому ему все можно и все его боятся. Когда мама спросила, чего хочет добиться этот пес, то мальчик пожал плечами.
Коля продолжал агрессивную игру до тех пор, пока мама не предложила поиграть вместе, после чего она смогла дать новое развитие сюжету и перевести бессмысленную агрессию в более позитивное русло (маленькие собачки объединились и перестали слушаться бульдога, но тот смог с ними подружиться, когда защитил общую будку от врагов – победила дружба).
В этой игре мальчик, скорее всего, отыгрывал и пытался понять заключение, сделанное из своих наблюдений: кто сильнее, тот и прав. К такому выводу ребенок мог прийти не только из просмотра фильмов-боевиков, но и из собственного опыта (в группе мальчиков дошкольного возраста, как правило, есть культ силы. Вряд ли Коля относится к сильным мальчикам группы, похоже, он болезненно это воспринимает, страдает его самооценка. Его выбор породы, за которую Коля играет, показывает, что для защиты самооценки активизировались защитные механизмы психики (механизм идентификации с агрессором). Действие этой защиты таково, что человек отождествляется с тем, что вызвало у него тревогу или страх, поэтому перенимает черты человека, которого сам боится. Вопрос мамы о том, чего хочет добиться бульдог-агрессор, на который сын не дал ответа, демонстрирует, что примиряемая на себя роль ребенку не близка. Так он справляется со страхом! Поведение мамы в данном случае мудро – она поняла, что эта игра непростая, развивая сюжет и доводя его до логического завершения, она помогла сыну, дав понять мальчику, что и агрессивные люди могут быть хорошими, что они нуждаются в общении и признании, а против грубой силы могут быть другие средства – дружба, сплоченность, организованность в действиях.
Пример 3
Два первоклассника, Володя и Паша, играют фигурками роботов. Сначала они делают вид, что стреляют друг в друга издалека, затем приближают роботов друг к другу и переходят в рукопашную (сталкивают игрушки, издают соответствующие звуки). Через некоторое время, увлекшись боем, они откладывают роботов в сторону и сами начинают бой (в ход идут руки и ноги мальчиков). Сначала они регулируют движения, но постепенно такая игра перерастает в настоящую драку – дети колотят друг друга на полу.
Эта игра отличается от приведенных выше тем, что она не развивается внутренне. Возбуждение возрастает, насилие осуществляется просто ради насилия. Первоначальная агрессия ведет за собой еще большую агрессию. Игры такого плана должны стать причиной для беспокойства родителей. Взрослый может помочь, попытавшись развить сюжет этой игры.
Приведенные выше примеры доказывают, что нет просто агрессивных детей, за любым проявлением агрессии скрыты внутренние проблемы ребенка. Иногда дети сами справляются с ними, но бывает, что им необходима помощь понимающего взрослого.