3. Жесты и телодвижения. Зафиксированы:
-взмах рукой;
-покачивание головой в такт высказывания;
-грозит пальцем;
-руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории;
-прохаживание перед аудиторией;
-волнообразные движения руки;
-телодвижения в такт высказывания, в такт музыке;
-покачивание головой в знак одобрения;
-“палец ко рту” (“тише”);
-покачивание головой (“нет”);
-иллюстративные жесты;
-дирижерские жесты;
-жесты-“сорняки” практически отсутствуют;
-прикосновение (используется довольно часто, как для похвалы, так и для дисциплины).
Микровывод. Возможна следующая трактовка некоторых жестов: “руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории”, “покачивание головой в знак одобрения” - открытость, приятие. В целом, жестикуляция и телодвижения используются для усиления значения произносимой речи, как эмоциональный отзыв на музыку, а также как средства для нормализации дисциплины и в целом создают благоприятную картину (см.о прикосновении главу 1).
4.Мимика. Для данного педагога характерны мимические движения:
-глаза широко раскрыты;
-веки прищурены;
-частое моргание;
-сморщивает лоб;
-сдвигает брови;
-улыбка;
-иллюстративная;
-вопросительная;
-интенсивный визуальный контакт.
Микровывод:в целом мимика небогатая (хотя музыка подразумевает эмоциональность, стало быть, богатую мимику!), но улавливается положительный, добрый настрой, и, конечно, велика роль визуального контакта, когда каждый ребенок ощущает себя не зрителем происходящих событий, но участником.
5. Интонация. Характерна:
-тембр голоса высокий, мягкий;
-вопросительная;
-доброжелательная;
-одобрительная;
-повышение интонации происходит во время разучивания песни, а также в моменты урока, когда дети начинают шуметь.
Микровывод: из вышесказанного видно, что также, как и мимика, интонация способствует доброжелательному настрою.
6.Различия невербального поведения во время обычной работы и работы с музыкой. Во время работы с музыкой:
-мимика становится богаче;
-появляется больше иллюстративных жестов;
-происходит увеличение дистанции;
-повышается интонация голоса;
-увеличивается количество движений руками (в основном, в такт речи);
-появляются дирижерские жесты.
Микровывод: во время работы педагога с музыкой усиливается невербальный компонент, что обуславливает эмоциональную отзывчивость в восприятии невербального “текста” (то есть музыки).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, в целом, анализ невербального поведения педагога на уроке музыки показал, что учитель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью на музыку преподносит им знания; используются умело прикосновения и улыбка, - как наиважнейшие компоненты всего комплекса невербального поведения. Очень часто конфликтогенное слово “нет” заменяется покачиванием головы, а фразы типа “тише!”, ”замолчите!” успешно вытесняются жестом “палец ко рту”. Отсутствует несовпадение вербального и невербального компонентов.
Сопоставление анализа невербального поведения педагога и результатов методики Фландерса.
1.По методике Фландерса выделено 203 педагогических коммуникации, - анализ невербального поведения также говорит о большой роли невербальных компонентов во взаимодействии;
2. в методике Фландерса ярко представлены следующие характеристики:
-одобряет действия ученика, его поведение (пункт 2); на невербальном уровне это выражается: в одобрительном покачивании головой, активных, но ненавязчивых прикосновениях, улыбке, одобрительной интонации, поднятых кверху ладонях;
- задает вопросы, основанные на своих идеях, с целью получить ответ (пункт 4); невербальное поведение подтверждает это, так как вопросы задаются в доброжелательном тоне, часто иллюстрируясь жестами;
- ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена (пункт 8). Поведение детей богато невербальными компонентами: иллюстративная функция жестов, телодвижений и мимики (передача настроения, внутреннего содержания музыки, а также собственные эмоции). Педагогом и детьми широко используется прием эмоционального сопереживания (эмпатия) как средство для более глубокого осознания музыкального содержания.
Микровывод. Результаты сравнительного анализа двух методик показали, что 2 основных вида педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный) существуют вместе, взаимопроникая и гармонично дополняя друг друга.
На заключительном этапе исследования:
1. для проведения качественного анализа отношений детей к различным формам работы, используемым на уроках музыки (пение, слушание музыки, движения под музыку, игра на инструменте, изучение нот, рисование и др.),была проведена методика неоконченных предложений.
Ребятам предлагалось закончить каждое из трех предложений. Анализ результатов показал следующее:
1. Больше всего на уроках музыки детям нравится:
-петь (9 чел.)
-слушать музыку (8 чел.)
-рисовать (3 чел.)
-слушать рассказы (2 чел.)
-учить ноты (1 чел.)
-отвечать (1 чел.)
-некрасивая музыка (1 чел.)
-получать пятерки (1 чел.)
2. Иногда на уроках музыки детям не нравится:
-петь (6 чел.)
-рисовать (4 чел.)
-отвечать (2 чел.)
-когда не спрашивают (2 чел.)
-писать в тетрадке (1 чел.)
-слушать музыку (1 чел.)
-играть (1чел.)
-учить инструменты (1 чел.)
-замечания (1 чел.)
-писать ноты (1 чел.)
-когда не получается (1 чел.)
-когда мы играем героев (1 чел.).
3. Детям хотелось бы на уроках музыки:
-чтоб нам рассказывали истории (1 чел.)
-играть на инструменте (9 чел.)
-получать хорошие отметки (1 чел.)
-музыкальные приключения (1 чел.)
-петь песни (4 чел.)
-играть оперы (1 чел.)
-сидеть на 1-й парте (1 чел.)
-больше рисовать (1 чел.)
-слушать музыку (2 чел.)
-рассказывать (1 чел.)
-кружиться и танцевать (1 чел.)
-изучать ноты (1 чел.)
-спеть свою любимую песню (1 чел.).
Микровывод. Результаты методики дают возможность взглянуть на уроки музыки глазами детей и попытаться внести некоторые изменения в последующей педагогической работе.
Наиболее часто упоминаемым является такой вид деятельности, как пение; так, нравится петь 9-ти ребятам, а не нравится - 6-ти. Отсюда видно, что пение - весьма спорный вид занятий в плане нравится / не нравится; а так как это - одна из наиболее важных форм работы на уроке, попытаемся соотнести его с невербальным поведением учителя с тем, чтобы попытаться найти причину данному факту. Так, во время разучивания и исполнения песен у данного педагога обнаружен следующий поведенческий комплекс: увеличение дистанции общения (нахождение за инструментом), мимика становится ярче, выразительнее, повышение тона в голосе, увеличивается жестикуляция, нет движения педагога по классу, интенсивный визуальный контакт, используется улыбка. Такая “разность во вкусе” по отношению к пению может объяснятся особенностями невербального поведения учителя, которое каждый ребенок, разумеется, воспринимает по-своему.
Слушание музыки - наименее спорный (нравится - 8 чел., не нравится - 1 чел.) вид деятельности, также являющий- ся очень важным как средство развития музыкальности, внимательности, эмоциональности.
Рисование как вид деятельности, развивающий образное мышление, восприятие и эмоциональность на уроках музыки, используется значительно реже, чем, скажем, пение и слушание музыки, но также является спорным (нравится рисовать - 3 чел., не нравится - 4 чел.).
Весьма интересные результаты получены по такой форме работы, как ответы детей (нравится - 1 чел., не нравится - 2 чел.); здесь обнаруживается некое несоответствие результатов данной методики и видеоматериалов, где очень хорошо видно, как дети наперебой тянут руки, “рвутся” отвечать. Возможно, это объясняется особенностями возраста (непостоянность, переменчивость) либо невысокой актуальностью данного вида работы.
Огромный интерес представляет раздел данной методики “мне бы хотелось”, во-первых, открывающий большое поле деятельности для педагога в плане поисков новых форм работы, а также уделения большего времени отмеченным детьми видам и формам работы; так, например, пение в этом разделе отметили 4 человека, игру на инструменте - 9 человек, а слушание музыки - 2 человека; если сравнить эти данные с приведенными выше данными раздела “нравится”, видно, что они совпадают (см. выше); во-вторых, раздел дает возможность значительно поднять уровень рейтинга уроков музыки (о рейтинге см. ниже) через использование тех видов деятельности, которые дети сами же и выбрали; такой подход требует от учителя заинтересованности, гибкости, а также желания сделать уроки музыки более интересными.
2. Для изучения уровня популярности уроков музыки во
2 классе была использована методика “Рейтинг популярности”. Вот какие получены данные: