Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге (4), Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением.
Учебный план Иркутской Вальдорфской школы (ИВШ)
Таблица 1
Учебный план ИВШ |
Два иностранных языка с первого класса |
Дополнительные часы музыки, живописи, ремесел и рукоделия с 1 по 12 класс |
Лесная, сельскохозяйственная, ремесленная, производственная и социальная практики в старших классах. |
2 Система глобального образования
Наиболее разработанными воспитательными системами в ряде стран Запада и в США являются школы глобального образования. В книге Д. Такера приводится определение глобального образования как процесса, который "даёт каждому обучающемуся знания, умения и систему взглядов, необходимые для того, чтобы стать гражданами, обладающими чувством ответственности за своё сообщество, штат, страну во всё более сложном и взаимозависимом глобальном обществе" (1980). Уже на ранних этапах формирования идей глобального образования возникли разные точки зрения в понимании структуры мировой системы и соответственно в понимании задач в образовании.
У истоков разработки идей глобального образования стояли специалисты в области социальных проблем образования из США А. Андерсон, М. Ю. Гидлиом, Р. Хенви, У. Книп, Дж-Коган, Р. Шукар, Р. Е. Фриман, Ф.Стейли и др. Ими разрабатываются разные подходы и модели глобального образования. По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений:
· формирование непредвзятого взгляда на мир,
· осознание состояния планеты,
· кросскультурная грамотность,
· осознание динамики мировых процессов,
· осознание возможностей выбора.
Цель школы глобального образования состоит в том, чтобы научить школьников:
1) видеть планету в целом и отдельные ее аспекты как взаимосвязанные во всех элементах сложные системы;
2) рассматривать свою национальную культуру как органическую и необходимую часть общемировой культуры, а в национальной культуре видеть и ценить элементы культуры общечеловеческой;
3) осознавать себя как суверенную личность, члена семьи и общества, действующего субъекта исторического процесса;
4) применять приобретенные в школе знания, способы деятельности, умения и навыки на практике, в конкретных делах по улучшению состояния социальной и природной среды.
В США существует много различных центров глобального образования, в ряде штатов имеются школы глобального образования, при многих университетах разрабатываются проблемы глобального образования, ориентированные на различные идеологии и точки зрения. Опубликовано много статей, пособий, монографий по проблемам глобального образования.
В России интерес к
глобальному образованию появился позднее. Различные аспекты воспитания глобально-ориентированной личности «человека мира» легко прослеживаются в работах Коменского Я.А., русских философов-космистов Соловьева B.C., Бердяева НА., Вернадского В.И., Булгакова С.Н. В российской педагогике пять принципов глобального образования по Хенви Р. были дополнены шестым принципом, сформулированным Капраловой P.M., как выражающим сущность русских культурных традиций. «От совершенствования самого себя к совершенствованию мира».По мнению Лысенко В., школа глобального образования - это гуманистическая школа, и в качестве российского варианта такой школы автор предлагает модель пушкинской школы. В качестве объекта изучения в ней выступают не учебные предметы, а проблемно-познавательные темы или эпистемы.
В настоящее время уже существуют модели глобально-ориентированных образовательных учреждений, развивающих в учебно-воспитательном процессе идеи глобального образования (Санкт-Петербург, Москва, Рязань, Сочи, Воронеж, Ростов-на-Дону).
Российская модель гимназии глобального образования на основе Санкт-Петербурской гимназии № 631 Приморского района
В концепции нашей гимназии записано: «Глобальное образование — это воспитание нового ученика с новым мышлением, новым отношением к жизни, позицией Гражданина Мира, члена мирового сообщества. целостной личности, способной принимать ответственные решения за себя, свое окружение, мир, в котором он живет, за все, что происходит на Планете».
Были разработаны следующие направления:
3 Справедливые общества Кольберга
«Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества»
Л. Кольберг.
Эффективная школа создает для учащихся жизненную среду, которую отличает теплая, позитивная атмосфера сотрудничества и безусловного взаимного признания, что и обеспечивает подлинную эффективность воспитательно-образовательного процесса. Ведущей установкой является стремление оказывать поддержку каждому члену группы, который в ней нуждается. Организационная структура эффективной школы и правила поведения в ней устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить как можно большую индивидуальную свободу в рамках ограничений, добровольно принимаемых всеми членами этого сообщества. Это способствует не только хорошей успеваемости, но и формированию у каждого учащегося позитивной самооценки. Начиная с 1960-х гг. в США появилась воспитательная система школы, называемая «справедливые сообщества», предложенная Л.Кольбергом. Гуманистическая деятельность Л.Кольберга была связана с организацией в школах системы воспитания на “основе справедливости”. Справедливостью учёный называл не черту характера, а “повод к действию”. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее:
«Нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное
становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы, прежде всего, демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков».
Кроме того, здесь нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования личности.
"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. Идеи "справедливых сообществ" нашли отражение не только в практике американских школ и университетов, но также в разного рода исправительных учреждениях.
"Справедливые сообщества" нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводится ряд демократических процедур: прежде всего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные традиции и ритуалы.
Прилагалось много усилий для превращения школы из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще радостно проводить свободное время. "Справедливое сообщество" позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале "справедливое сообщество" дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения. Но важно не переступить черту, за которой находится прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.
Содержанием жизни "сообщества" является разнообразная деятельность на пользу близким и далеким людям: расчистка игровых площадок, сбор средств в пользу нуждающихся, творческие конкурсы, собрания в кругу. Собрания помогают не только организовывать деятельность, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каждого, оценивать дела "справедливого сообщества". Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм.