Смекни!
smekni.com

Образование как социокультурный феномен (стр. 1 из 3)

Образование как социокультурный феномен

Ценностные приоритеты образования

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.

Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и само­реализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот це­ленаправленно организованный процесс управления социализа­цией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически зафиксированные в общественном со­знании социальные эталоны (например, спартанский воин, доб­родетельный христианин, энергичный предприниматель, гармо­нично развитая личность).

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики со­циального и технического прогресса. Сегодня мировое сообще­ство неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и эко­номической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и техноло­гиях образования как педагогического процесса.

Итак, образование как социальное явление — это, прежде все­го объективная общественная ценность. Нравственный, интеллек­туальный, научно-технический, духовно-культурный и экономи­ческий потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального разви­тия, уровень экономики и культуры в обществе, характер его по­литических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Об­разование как социальное явление — это относительно самостоя­тельная система, функцией которой является систематическое обу­чение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравствен­ными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содер­жание которых, в конечном счете, определяется социально-экономи­ческим и политическим строем данного общества и уровнем его ма­териально-технического развития.

Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных — технических, кибернетических, эко­номических и т.п. Система образования — это не замкнутая, же­стко централизованная и упорядоченная система. Она — открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количествен­ному и качественному обогащению, перманентному преобразо­ванию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная систе­ма превращается в дифференцированную и открытую для изме­нений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуаль­ную образовательную траекторию в соответствии со своими обра­зовательными потребностями и способностями.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные цен­ности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от соци­альных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образова­тельной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроиз­водства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламен­тирующие педагогическую деятельность и выступающие как позна­вательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззре­нием в области образования и деятельностью педагога.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их клас­сификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классифика­ция, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценнос­тей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагоги­ческой деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.

Аксиологическое Я как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые ком­поненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-лич­ностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значи­мость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и рас­ширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтны­ми людьми, переживание детской любви и привязанности, об­мен духовными ценностями и др.);

• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой ин­дивидуальности (возможности развития профессионально-твор­ческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (твор­ческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помо­щи социально неблагополучным детям и др.);

• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государ­ственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служеб­ный рост и др.).

Национальная доктрина и модернизация образования в России

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противоречат объективным данным о природе человека и его развитии. Сильную и стабильную систему воспитания можно развивать только на объективном фундаменте установленных наукой и подтвержденных практикой положений.

Либерализация общественной жизни вызвала значительный интерес широких слоев населения к образованию как ценности. Впервые в истории российской школы предметом обсуждения становятся не внутрисистемные методики, а социально-ориентированные технологии модернизации общества средствами образования. Социально-экономические реформы, происходящие в последнее десятилетие в стране, влекут за собой необходимость пересмотра ценностных ориентиров, формирования нового мироощущения россиян, вносящих свой исторический опыт, культурное богатство в развитие всего человечества.

Приступая к осуществлению программы модернизации образования, мы спешим внедрить готовые решения, предполагая, что придание современного облика означает приближение к некоей идеальной институциональной организации как желаемой цели. Мы беремся изучать "передовой опыт" стран, где есть единый государственный экзамен, общеобразовательные системы государств, в которых срок обучения - 12 и более лет, стандарты образования, вживляемые в стремительно меняющуюся образовательную среду... При этом обнаруживаются глубокие различия выбираемых для подражания объектов. Это и понятно: лучшие образцы образовательной деятельности не подлежат копированию, они всегда уникальны. В их основе - свободное развитие личности, реализуемое в невероятном многообразии форм и условий социокультурной среды. Ценностью развития оказывается не соответствие кем-то прописанной норме, а, скорее, расхождение с традиционным, уже существующим образом когда-то воплощенной "модернизации"; несоответствие, возникающее в результате совмещения процессов воспроизводства ценностных ориентиров и рождения новых.

Образовательное пространство становится все более безликим, а также - тенденция последних лет - теневым. Задачей реформы является не только обновление содержания образования, а глубокие изменения образовательной среды и педагогической деятельности как таковой. Педагогическая наука должна взять на себя смелость исследовать негативные тенденции в образовании, обнажающие бедственное материальное положение образовательных учреждений, социальное бесправие и нищету участников образовательного процесса. В социальных науках еще не получил оценки феномен патриотизма рядового учителя, продолжающего вопреки невероятным трудностям "сеять разумное, доброе, вечное".