Смекни!
smekni.com

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисов (стр. 5 из 6)

В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Малыш уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаю такие задания: нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес Берендея, другая планета и т.д.

С увлечением занимаюсь с детьми с нетрадиционной техникой рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.

Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребенок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым трудно "оторваться" от любимого рисования, особенно "мямликам", которые медлительны, но терпеливы.

Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляла через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения. Часто я выступала в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.

Занятия с использованием нетрадиционных техник проводила 1 раз в месяц.При применении нетрадиционных техник рисования старалась получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.

Предновогодняя суета, блеск новогодних игрушек, мишуры, всеобщее праздничное настроение побудило нас на создание коллективной работы "С новым годом".

Познакомились с рисованием по сырой бумаге. Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям эксперимент. Что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы. Эксперименты проводились с разными материалами.

Смешали краску с крупой и получили "зернистую" фактуру. Краска, крахмал и соль – получилась густая масса, похожая на пудинг. Можно было рисовать клеевой кистью или даже палочкой на гладкой поверхности картона, где не ложилась акварель и гуашь. Также рисовали с детьми по картону восковыми мелками и пастелью.

Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, звезды.

Каждое занятие удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, рисованием с помощью оттиска и др.

В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата.

Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы "выдувая" чернила через трубочку в разные направления. Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальную задумку.

На занятиях с детьми я использую также способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

В свободное время ребята сами занимались изодеятельностью, обсуждали свои работы, которые находились на выставке.

Кроме этого, мы вместе с ними готовили материал: разрезали бумагу, оформляли работы в рамки. Читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и к ним рисовали рисунки.

Наша работа интересовала и родителей. Некоторых мам и пап заинтересовали нетрадиционные приёмы изображения (мыльной пеной, рельефной краской, оттиском). Они с удовольствием познакомились с литературой, которую я рекомендовала, предложенными статьями.

Они наши первые помощники.… Всегда с пониманием относились к просьбам помочь краской или бумагой.

5.Вывод

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

6.Результативность работы

Дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельности: у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук.

Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.

Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.

Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем выставки рисунков, оформляем декорации к спектаклям, украшаем группу и детский сад своими картинами и панно, готовим подарки малышам и взрослым к праздникам.

Результативность работы можно отразить в данной диаграмме :

Начало годаКонец года


Высокий уровень -14 чел.-58%

Средний уровень- 9 чел.-37%

Низкий уровень - 1чел. - 5%

Высокий уровень -18 детей-75%

Средний уровень- 6 детей-25%

Низкий уровень - нет


7.Перспектива в работе

1. Побуждать детей к самостоятельным творческим проявлениям в самостоятельной деятельности.

2. Наработать материал по развитию творчества детей средствами нетрадиционных техник в лепке, аппликации.

3 . Привлекать родителей к участию в выставках совместного творчества с использованием нетрадиционных техник .

8. Литература

1. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект./ Психологический журнал. - 1984.- №3. - с. 46-48.

2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

4. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \ Дошкольное воспитание. 2002.

5. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002.

6. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

9. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей. // Семейная психология и семейная терапия. - 2001.- № 1.