Смекни!
smekni.com

Анализ уникальности жизненного пути человека (стр. 1 из 3)

Введение.

Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути человека.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть уникальность жизненного пути человека.

3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что личностью, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

Уникальность жизненного пути личности.

Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, таки в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания. Жизненный путь личности – индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути. Личностный смысл – выражение субъективного отношения к явлениям объективной действительности. Тот личностный смысл, который придается человеком в молодости, уже определившимся с выбором своего жизненного пути, опосредует его настоящее и будущее не только в обыденной жизни, но и во внутренней позиции в его духовной сфере.

Актуальность исследования понимания жизненного пути личности в юношеском возрасте безусловна, особенно, когда процессы глобализации создают ситуации, нивелирующие прежде сложившиеся ценностныеориентации и моральные представления человека, влияющие на его самосознание в целом. В этой связи особый интерес представляет та молодежь, которая уже самоопределилась с выбором жизненного пути: здесьскладываются ценностные ориентиры, которые определяют константы, формирующие личность. Такой выборкой (помимо ряда гражданских и военных профессий) может быть молодежь, связавшая свой путь со служением в сфере Православия. В этом случае выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящей деятельности, но и особенности самосознания. Выявление особенностей понимания жизненного пути и особенностей прилагаемых для этого усилий современной молодежью особенно актуально, когда усиливается маргинализация молодого поколения.

Общей методологической основой исследования проблемы жизненного пути личности в контексте особенностей самосознания современной молодежи служит марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры». Особенности жизненного пути личности мы рассматриваем через идеи С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, а так же через концепцию феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной.

Согласно В.С. Мухиной, человек развивается и существует в двух ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, что для нашего исследования означает социальную и культурную предопределенность выбора жизненного пути и одновременно уникальность

этого выбора. Мы разделяем эту позицию, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев структуры самосознания человека как личности:

1. идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека;

2. притязание на признание;

3. половая идентификация;

4. психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее);

5. психологическое пространство личности (права и обязанности).

Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные В.С. Мухиной, формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому либо этносу, социальному слою, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик социальной ситуации развития. Ценности, входящие в методологические основы исследования: развитие личности как социальный и уникальный жизненный путь.

Содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, не только от момента исторического развития общества, в котором существует человек, но и от менталитета сообщества, в которое входит конкретная личность с задачей самоопределения и выбора жизненного пути.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у молодежи с религиозной ориентацией понимания своего жизненного пути имеются выраженные позиции, которых эта молодежь неизменно придерживается в своих суждениях. Учащиеся духовных школ разделяют общность понимания своего жизненного пути через канонизированные ценности Православия как в плане социального самоопределения, так и в отношении внутренней позиции.

Рефлексия представляет собой свободное самовыражение ожиданий и желаний молодых людей, планирующих свою жизнь на поприще служения в сфере Православия. Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводят к стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности, детерминирует как характер предстоящей деятельности, так особенности самосознания личности, в сфере православного служения создает условия для формирования толерантного типа поведения как в кругу православных коллег, так и с представителями мирских граждан, в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания.

Уникальность и неповторимость каждой личности.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в нем не только родовую сущность, но и уникальное, особенное, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, уникальность наблюдается даже у животных: кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их характерах. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его бытия, в манере его поведения, общения с людьми и природой.

Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности формируют социально-психологическую уникальность человека, его индивидуальность. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: человек не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, он всегда обременен багажом своей биографии. Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность, с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я - индивидуальное существо.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она - это самая устойчивая основа, а как частный случай - инвариант и одна из основ личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его - душа.

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.