Рекомендации:
Чусовитина Анна (5 лет 7 месяцев).
Тихая, редко бывает в коллективе, чаще одиночные игры с игрушками, если с кем-то, то не больше двух – трех детей. Долго и внимательно слушает задания, никогда ничего не спрашивает. Замкнута и молчалива.
Рисунки шаблонные, рисует «правильно». Расположены предметы по центру. Нет сюжета, есть лишь заданный объект – аккуратно выполненный, детализированный, но без связи с окружающей средой, отсутствие композиции, фона, сюжета. Рисует только то, что конкретно прозвучало, без творческого осмысления. По замыслу - чаще то, что трудно понять, сама никак не комментирует свои рисунки. Цвет типичен. Рисунки однотипные, рисует то, что хорошо получается ( на тему «Домашние животные» нарисовала 6 одинаковых зайцев).
Рекомендации:
аккуратность( давать задание на обведение без отрыва контуров и их
закрашивание).
Итак, обобщенные результаты исследования приведены в сводной таблице результатов констатирующего эксперимента (См. таблицу 1)
По результатам опросника для родителей можно выделить троих детей, которые набрали от 20 до 23 баллов – Каролина, Лера, Люба – что характеризует их как сообразительных творческих детей. На следующей ступени дети, набравшие 15-19 баллов – Рома, Настя, Вова, Александр, Аня – сообразительны и находчивы, когда чем-то заинтересованы. Далее – Сергей, Александра – набравшие 9-14 баллов, которым по результатам многого не хватает для творчества. Отличает этот тест то, что родители не всегда бывают объективными, причем встречаются как завышение способностей, так и занижение. В совокупности с тестом педагога методика становится более правдивой, но педагог также не всегда объективен.
По результатам анкетирования педагога, картина следующая: ближе всех к одаренным детям Каролина, затем Любовь, и далее по убывающей – Лера, Александр, Роман, Настя и др. Чем больше баллов набрал ребенок, тем выше его способности: одаренного ребенка характеризует оценка в 5 баллов, в данном исследовании до такой высокой планки не дотянулся никто, но оценка до 4 баллов представляет довольно высокий уровень способностей. Еще раз следует оговориться, что эти оценки в некоторой степени субъективны, и о подлинных результатах можно будет судить в совокупности с результатами тестирования самих детей.
Тестирование детей включало три методики, определяющие уровень развития творчества, изобразительных способностей по четырем показателям: оригинальность –
оценивается по специальным таблицам ухода от шаблонности; разработанность – детализация задания; беглость – количество заполненных стандартных заданий; название – выражается в словесном творчестве названия своего рисунка.
Наглядно результаты всего исследования можно проследить в лепестковой диаграмме (См. рисунок 4). Названия осей и границы показателей художественно одаренных детей можно проследить в следующей таблице:
№ | Название оси | Границы |
I | Количество баллов по опроснику родителей | 20-23 |
II | Количество баллов по анкете педагога | 4,2-5,0 |
III | Количество баллов за оригинальность | 51-60 |
IV | Количество баллов за беглость | 30-35 |
V | Количество баллов за название | 13-15 |
VI | Количество баллов за разработанность | Не ограничено |
От нулевой точки откладываем шесть заданных лучей с максимумами, затем соединяем точки границы в шестиугольник – закрашенная область есть показатели одаренного ребенка. Отмечаем на каждой оси показатели ребенка, затем соединяем. Если фигура лежит в закрашенной плоскости, то ребенок художественно одарен, чем ближе к максимуму, тем выше способности малыша.
В целом можно охарактеризовать уровень развития данной группы как хороший и достаточно высокий. Для более эффективного развития в художественном направлении, проследив некоторые общие тенденции, обобщая теоретические и практические психолого-педагогические условия по осуществлению индивидуального подхода, для детей данной группы можно дать следующие рекомендации:
· Больше уделять внимание технике изображения человека (пропорции, части тела), животных (пропорции, размеры, части тела, отличительные признаки, цвет).
· Расширять кругозор детей, обращая внимание на детали, соотношение между частями, окружающей средой в целом, учить переносить повседневный опыт в изображение.
· Давать задания по собственному творческому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).
· Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.
· Использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на сырой, мятой бумаге, рисование пальцами, ватой, колосками и др.).
· Воспитывать чувство коллективизма, эмпатию, давать задания на сплочение группы (совместные игры – подвижные, дидактические, сюжетные; совместное выполнение творческих работ – коллажей, картин, плакатов и др.).
2.2 Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Частично-поисковый этап эксперимента.
Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными
детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· Развитие фантазии, инициативности, творческой активности.
· Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора
· Развивать навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.
· Совершенствование умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.
· Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному сюжету.
Принципы:
· Систематичность и последовательность
· Доступность
· Индивидуальный подход к детям
· Игровая подача материала
· Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик
· Развивающего обучения
· Наглядности
Условия:
· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей
· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
· Общение с искусством.
· Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
· Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Средства:
· Произведения искусства(картины, репродукции)
· Художественное слово
· Природа
Направления:
· Развитие творческой активности
· Развитие технических умений в изобразительной деятельности
· Развитие познавательных процессов
· Совершенствование навыков коллективного общения
Этапы:
· Подготовительный
· Обучающе-тренинговый
· Обучающее-творческий
Методы:
· Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец)
· Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение)
· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)
Приемы:
· Вопросы, совет, пояснение, напоминание
· обыгрывание
Формы:
· регламентированная деятельность
· совместная деятельность
· самостоятельная деятельность детей
Программа состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия были разработаны на основе пособий, которые указаны в сносках к занятиям, при отсутствии таковых занятия авторские. Конспекты занятий, словесные игры и упражнения, подборка художественного слова для занятий, наблюдений, бесед представлены в приложении данной работы. При проведении занятий учитывались рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, разработанные в ходе анализа констатирующего этапа эксперимента.